180 лет военной академии генерального штаба вооруженных сил российской федерации

Герб Военной академии Генерального штаба ВС РФ180 лет исполнилось военной академии генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации. В 1884 году при академии была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Благодаря работе комиссии русская армия получила на вооружение аэростаты и дирижабли. С этого времени военное воздухоплавание прочно закрепляется в русской армии.

180 YEARS OF MILITARY ACADEMY OF GENERAL STAFF OF ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION
The Military Academy of General Staff of the armed forces of the Russian Federation celebrated 180 years. In 1884 “The Commission on the application of aeronautics, pigeon and watchtowers for military objectives” attached to the Academy was established. Through the work of the commission the Russian army received balloons and airships for armament. Since that time, the military aeronautics was strongly secured for Russian army.

Торжественное открытие Военной академии Генерального штаба было приурочено ко дню ордена Георгия Победоносца - 26 ноября (8 декабря) 1832 г. Со дня своей организации Военная академия Генерального штаба (ВА ГШ) была центром развития русской военно-педагогической и военно-научной мысли. По некоторым показателям она превосходит подобные иностранные учреждения. В силу оперативной и стратегической специфики академии военно-теоретическое обоснование развития воздухоплавания в отечественных Вооруженных Силах (ВС) не было основным видом деятельности ее профессорско-преподавательского и научного состава. Но сотрудники и выпускники ВА ГШ оставили заметный след в истории военного воздухоплавания.

Прежде чем описать самые важные эпизоды из совместной истории ВА ГШ и отечественного военного воздухоплавания, опишем основные вехи истории академии.
Согласно Уставу академия создавалась в Санкт-Петербурге при Главном штабе Его Императорского Величества, для образования офицеров к службе Генерального штаба и «распространения военных познаний». Ей присваивалось наименование «Императорской». Становление академии проходило под руководством ее первого директора генерала от артиллерии И.О. Сухозанета, который находился на этой должности более 20 лет. Уже на следующий день после открытия академии 27 офицеров, выдержавших вступительные экзамены, приступили к занятиям. К общеобразовательной подготовке абитуриентов предъявлялись высокие требования, их предшествующая военная служба в расчет не принималась. Характерен пример с Д.А. Милютиным - будущим Военным министром, который был принят в академию в 1834 г., имея стаж военной службы всего один год, и окончил ее в возрасте 20 лет.
С выпускниками академии дореволюционного периода во многом связаны победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., присоединение Средней Азии, освоение просторов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1898 г. академия была переориентирована на подготовку выпускников к практической службе в Генеральном штабе. Опыт Русско-японской войны показал правильность взятого курса, а неудачи Русской армии в этой войне необходимо отнести на счет плохой организации в армии управления частями, соединениями и объединениями, а также обеспечения боевых действий.
Каждый офицер стремился получить в стенах Императорской Николаевской военной академии не только высшую общевойсковую специальность, но и дополнительную генштабовскую подготовку, открывавшую широкие перспективы служебного роста. С началом Первой мировой войны слушатели и преподаватели откомандированы в войска и военные учреждения. Однако через два года Действующая армия ощутила большую нехватку офицеров службы Генерального штаба и в 1916 г. в академии открылись курсы по их ускоренной подготовке.
За дореволюционный период функционирования академии в ней прошли обучение 4532 офицера Русской армии, которые участвовали в организации подготовки войск и управлении боевыми действиями в войнах Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. Ряд из них занимал важные государственные посты. Академия явилась средоточием отечественной военной мысли, где трудились ее лучшие представители, в их числе Н.В. Медем, П.Я. Языков, Ф.И. Горемыкин, Д.А. Милютин, Л.И. Зедделер, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, Н.Н. Сухотин, Н.П. Михневич, Н.Н. Головин и др.
Революционные потрясения 1917 г. раскололи Российское государство и общество на две противоборствующие стороны. И руководство Советской России, и лидеры Белого движения посчитали важным и необходимым сохранить в составе своих армий такую структуру, как академия Генерального штаба. В период с 1918 по 1922 г. на территории России одновременно работали две академии Генерального штаба.
Торжественное открытие советской академии Генерального штаба состоялось в тот же день, что и в 1832 г. - 8 декабря, но теперь уже в 1918 г. в Москве. Основной задачей академии являлась подготовка специалистов с высшим военным и специальным образованием для службы на штабных и командных должностях, которые должны были получить при этом также широкое общее образование. Начальником академии был назначен выпускник Николаевской академии Генерального штаба, опытный военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн генерал-лейтенант старой русской армии А.К. Климович. В августе 1919 г. его сменил выдающийся военный ученый бывший генерал-лейтенант А.Е. Снесарев, военачальник Первой мировой войны, внесший затем большой вклад в создание Красной Армии во время Гражданской войны.

Л.Л. ЛОбко в корзине первого русского военного привязного аэростата, 1980 г.
5 августа 1921 г. Академия Генерального штаба РККА приказом Реввоенсовета Республики переименована в Военную академию РККА, начальником которой назначался командующий войсками Западного фронта М.Н. Тухачевский. В 1924 - 1925-х годах начальником Военной академии РККА являлся М.В. Фрунзе. Программа подготовки слушателей была сориентирована на решение конкретных задач, вставших на этапе проводимой военной реформы, повышен удельный вес практических занятий. Однако в 1936 г. потребности армии в кадрах соответствующей квалификации явились причиной принятия решения о формировании Академии Генерального штаба РККА.
С 1936 по 1941 г. в академии, несмотря на все сложности, состоялось пять выпусков, которые дали Вооруженным Силам более 800 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена управления. Учеными академии разработано и издано свыше 100 трудов, учебников и пособий, в т.ч. таких, как «Новые формы борьбы», «Операция», «Оперативный словарь», «Прорыв и его развитие», «Работа штаба армии», «Работа командования фронта и армии и их штабов по управлению операциями». С 1940 г. стал издаваться сборник научных трудов академии.
С началом Великой Отечественной войны все слушатели и более 60% преподавателей академии были направлены в Действующую армию, в центральные управления Наркомата обороны и аппарат Генерального штаба. Деятельность сосредоточилась на подготовке по 6-месячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня. Одновременно шло изучение и обобщение опыта операций Великой Отечественной войны с внедрением его в учебный процесс и в военно-научную работу. С декабря 1944 г. академия стала готовить руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. Академия внесла достойный вклад в достижение Победы над фашистской Германией. В годы войны в ее стенах прошли обучение и переподготовку более 2000 офицеров и генералов Красной Армии, которые составили основу командно-штабной системы.
В 1958 г. академия стала наименоваться Военной академией Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова. Академия стала готовить военные кадры оперативно-стратегического звена для Советских Вооруженных Сил и стран - членов Варшавского Договора. В переломные для истории Советского Союза 1980-е годы академия вместе со всей страной переживала непростые времена, пытаясь сохранить учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, основы и традиции, продолжить подготовку военных кадров, прилагая усилия для обеспечения боеспособности Вооруженных Сил, недопущения их развала.
В целом, в советский период в стенах академии получили оперативно-стратегическую подготовку офицеры и генералы, которые стали выдающимися полководцами и сыграли решающую роль в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Высокопрофессионально выполняли задачи в локальных войнах и вооруженных конфликтах, внесли неоценимый вклад в развитие стратегии и оперативного искусства, активно участвовали в строительстве видов и родов войск Вооруженных Сил СССР.
Почетно для академии то, что в разные периоды ее выпускники возглавляли Министерство обороны: Маршал Советского Союза Гречко А.А. (апрель 1967 г. - апрель 1976 г.); Маршал Советского Союза Соколов С.Л. (декабрь 1984 г. - май 1987 г.; Маршал Советского Союза Язов  Д.Т. (май 1987 г. - август 1991 г.); Маршал авиации Шапошников Е.И. (август - декабрь 1991 г., затем по июнь 1993 г. - главнокомандующий ВС Содружества Независимых Государств); генерал армии Грачев П.С. (май 1992 г. - июнь 1996 г.); генерал армии Родионов И.Н. (июль 1996 г. — май 1997 г.); Маршал Российской Федерации Сергеев И.Д. (май 1997 г. - март 2001 г.).
Гордостью академии является и то, что Генеральный штаб возглавляли и возглавляют ее бывшие питомцы - известные военачальники генерал армии СМ. Штеменко, Маршалы Советского Союза В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, В.Г. Куликов, Н.В. Огарков, С.Ф. Ахромеев, генералы армии М.А. Моисеев, В.Н. Лобов, В.Н. Самсонов, а в российский период - В.П. Дубынин, М.П. Колесников, А.В. Квашнин, Ю.Н. Балуевский, Н.Е. Макаров.
Для передачи своего богатого боевого опыта слушателям руководство академией доверялось бывшим выпускникам и участникам Великой Отечественной войны Маршалам Советского Союза И.Х. Баграмяну, М.В. Захарову, генералам армии В.В.  Курасову, Г.К. Маландину, В.Д. Иванову, С.П. Иванову, И.Е. Шаврову, М.М. Козлову, Г.И. Салманову. В настоящее время академией руководит ее выпускник 2001 г. генерал-лейтенант А.В. Третьяк.      
После распада Советского Союза академия сохранила традиции и уровень обучения. Стал осуществляться набор слушателей из стран СНГ, НАТО и других государств, которые в академии никогда до этого не учились. Обучение слушателей предусмотрено ведению военных действий созданными на стратегических направлениях межвидовыми группировками войск (сил), работе в оперативно-стратегических и стратегических звеньях управления. Многие слушатели Военной академии Генерального штаба ВС РФ прошли школу руководства войсками в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, в операциях по принуждению Грузии к миру, проявив при этом мужество и героизм. Сегодня около 90% генералов и офицеров, занимающих руководящие должности в Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе, Главных командованиях видов и родов войск являются выпускники академии Генерального штаба.
Особо отметим, что когда техника воздухоплавания достигла уровня, позволяющего ей использоваться в военном деле, то в разработке основ боевого применения воздухоплавательных аппаратов приняли участие сотрудники Военной академии Генерального штаба. Так, уже упоминавшийся выше Военный министр Д.А. Милютин в 1869 г. внес в Военноученый комитет предложение исследовать возможности применения в военном деле аэростатов. Он писал: «Хотя воздухоплавание пока еще находится в крайне несовершенном состоянии, но тем не менее употребление воздушных шаров для некоторых военных целей… следует признать несомненно полезным…»
По указанию Военного министра была создана «Комиссия для обсуждения вопросов о применении воздухоплавания к военным целям» под председательством инженер-генерала Э.И. Тотлебена. В число ее членов вошли от Генерального штаба выпускник академии генерал-лейтенант И.Ф. Бларамберг, а от Николаевской академии Генерального штаба - генерал-лейтенант М.И. Иванин и полковник Л.Л. Лобко. В задачу комиссии входила разработка боевых привязных аэростатов, мобильного наземного оборудования, устройств электротелеграфической связи между экипажами аэростатов и командными пунктами, а также рациональных способов эксплуатации воздушных шаров.
Уже 7 июля 1870 г. с плаца Усть-Ижорского лагеря в воздух был поднят первый отечественный военный привязной аэростат. Командиром экипажа, состоящего из пяти человек, был полковник Лобко. Экипаж провел опыты по наблюдению за маневрирующими войсками и рекогносцировке местности. За период 1869-1876 гг. комиссия построила пять аэростатов и три конных лебедки.

М.И.Павлушенко после испытания
Военное воздухоплавание появилось в Русской армии благодаря работам новой «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», созданной Военным министром генералом от инфантерии П.С. Ванновским в декабре 1884 г. И хотя комиссия работала в составе Главного инженерного управления, в ее состав входили от Военной академии Генерального штаба профессор генерал-лейтенант О.Э. Штубендорф и преподаватель полковник К.Л. Кирпичев. В результате работы комиссии 25 января 1885 года была сформирована «кадровая команда военных аэронавтов» под командованием поручика А.М. Кованько. Впоследст-вии эта команда была реформирована в Учебный воздухоплавательный парк (1890 г.) и Офицерскую воздухоплавательную школу (1910 г.). На основе опыта применения аэростатов в военных маневрах и учениях преподаватель академии Генерального штаба Н.А. Орлов написал в 1892 году первую военно-научную работу по применению аэростатов в военном деле - «О тактике воздушных шаров». Она была издана не только в России, но и во Франции. 
Здесь необходимо привести еще два эпизода. Когда в Воздухоплавательном научно-исследовательском центре ВВС (г. Вольск) занялись проблемой организации устойчивой связи между командными пунктами и находящимися в воздухе экипажами боевых самолетов с помощью аэростатных ретрансляторов, то столкнулись с неоднозначным отношением к аэростатам-ретрансляторам со стороны разных начальников и командиров: от безусловной поддержки до резкого неприятия.
На стороне военных воздухоплавателей оказался преподаватель Военной академии Генерального штаба дважды Герой Советского Союза полковник Андрианов. Он предложил рациональные схемы по использованию аэростатов-ретрансляторов в различных радиосетях. А вскоре, благодаря совместным усилиям профессорско-преподавательского состава Военной академии Генерального штаба, других военных академий и военных воздухоплавате-лей в программах ВВУЗов появились разделы по изучению и использованию в военных целях аэростатических летательных аппаратов.
В условиях начавшейся войны НАТО против Югославии (весна 1999 г.), где активно использовались крылатые ракеты, на средства из резерва Правительства РФ в Воздухоплавательном центре «Авгуръ» была организована разработка аэростатной системы защиты. В ее разработке и испытаниях принял участие и ныне работающий в академии старший научный сотрудник Павлушенко М.И. По результатам испытания Аэростатной системы защиты на базе полигона «Фаустово», она была включена в Государственный оборонный заказ. Интересно то, что сетевые элементы без аэростатов использовались военнослужащими Югославской народной армии для прикрытия мостов через Дунай. По сообщениям средств массовой информации с их помощью было перехвачено несколько крылатых ракет морского базирования ВС США.
Таким образом, наработанный Военной академией Генерального штаба ВС РФ опыт образовательной и научной деятельности имеет в современных условиях огромное значение для стратегической подготовки военных кадров, способных обеспечить устойчивое управление ВС в войнах и вооруженных конфликтах, а также успешно решать задачи государственного управления.

Доктор военных наук, профессор генерал-майор Вячеслав Круглов.

Вы здесь: Home Каталог Статьи Воздухоплаватель знакомит 180 лет военной академии генерального штаба вооруженных сил российской федерации