ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ И ПАРАШЮТ В ФИЛАТЕЛИИ

Рис. 16

В 1996-1998 гг. автор сотрудничал с журналом «Воздухоплаватель». За время перерыва в издании журнала в коллекции автора появились новые материалы, о которых рассказывается в данной публикации.

За активную популяризацию парашютизма в 2009 г. ФАИ наградило автора почетным дипломом Paul Tissadier.

BALLOONING AND PARACHUTE IN PHILATELY

In 1996-1998 the author of this article worked with our magazine. New material, described in this publication, appear in the author collection during the magazine forced outage. For active promotion of skydiving the author was awarded with the FAI’s Paul Tissadier Honorary Diploma in 2009.

Окончание. Начало в 24 номере.

В день полета, 12 сентября, в центре города собралась огромная толпа. В пять часов Леру поднялся в воздух. Аэростат двигался в сторону порта. Леру отделился с парашютом от аэростата только в ту минуту, когда находился совсем недалеко от Ревельской бухты. Снижаясь, парашют раскачивался подобно гигантскому маятнику. Одни очевидцы рассказывали, что при последнем взмахе воздухоплаватель сильно ударился о воду. Другие, напротив, утверждали, что он бросил парашют на довольно большой высоте. Секунду-другую Леру был виден на поверхности воды, а затем скрылся среди волн. Лишь минут десять спустя подошли лодки, но было уже слишком поздно. На воде не оказалось ни парашютиста, ни парашюта… Через два дня после катастрофы местные жители разыскали тело Шарля Леру на дне бухты, в километре от берега. Невдалеке от погибшего лежал его парашют.

Рис. 17В 1989 г. в память столетия со дня гибели Леру эстонские филателисты выпустили клубный конверт с портретом воздухоплавателя, а также рисунком с аэростатом и парашютом (рис. 16). На могиле погибшего аэронавта воздвигли красивый гранитный памятник с изображением аэростата, опускающегося парашютиста и надписью на английском, русском, французском и немецком языках: «На память воздухоплавателю Шарлю Леру, погибшему в Ревельской бухте 12-го сентября 1889 года».

В 1994 г. в Пирита (пригороде Таллинна) был воздвигнут ещё один памятник, в виде стальной стелы, надпись на которой гласит: «Всем смелым и отважным людям». Памятник символизирует раскрытый парашют. Автором скульптуры является Мати Кармин. Почта Эстонии в знак 105-летия гибели Леру гасила письма специальным штемпелем (рис. 17).

Необходимость в парашютах возникла только с появлением и развитием авиации. В книгах подробно исследуется история создания парашюта.

Коллежский асессор Г.Е.Котельников не изобретал парашют. И сообщения советских историков сегодня не подтверждаются документами. Глеб Евгеньевич получил охранные свидетельства 17 октября 1911 г. № 50103 и 14 июня 1912 г.
№ 53350 на «спасательный ранец с автоматическим выбрасыванием парашютов». Котельников первым применил присоединение строп в двух точках к оригинальной подвесной системе, надеваемой на авиатора.

Его парашют был впервые испытан 6 июля 1912 г. в районе деревни Сализи (в настоящее время – Котельниково) под Гатчиной, в лагере Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ). Штабс-капитан Горшков сбросил со змейкового аэростата манекен весом 72 кг. Последующие сбросы проводились с аэростатов.

Опытные сотрудники ОВШ под командованием генерал-лейтенанта А.М.Кованько должным образом оценили возможность использования парашюта Котельникова для воздухоплавателей, но также категорически отказались проводить испытания с аэропланов: габариты тогдашних летательных аппаратов не позволяли летчику разместиться с подобной конструкцией за плечами. РК-1 мог применяться только для самолетов типа «Илья Муромец». Экипаж имел возможность воспользоваться парашютами, размещенными во время полета в фюзеляже.

Рис. 18Почтовая карточка, запечатлевшая один из первых сбросов с аэростата манекена на парашюте, выпущена в Braunschweig (Брауншвейг, Германия) с надписями на немецком, русском и польском языках (рис. 18). Она подарена автору сыном Н.Дани-
левского, начальника штаба ОВШ. (Тот посылал своей невесте карточки из жизни авиации; данная карточка стояла в альбоме под номером 4.)

К концу девятнадцатого века наибольшей популярностью в России пользовалось целое семейство спортсменов-парашютистов – Юзеф и Станислав Древницкие и их сестра Ольга. Уроженцы Варшавы, братья увлеклись прыжками с парашютом не случайно. В 1891 году они начали с полетов на монгольфьерах, но скоро убедились, что полеты на аэростатах– дело рискованное. Юзеф и Станислав сконструировали подвесной парашют, наподобие тех, которыми пользовался еще Гарнерен, и начали его испытывать. Работали оба – но все-таки больше всех для популярности парашютного спорта в России сделал старший брат, Юзеф Древницкий. 23 июля 1910 г. он совершил показательный прыжок в Петербурге.

После гибели брата летом
1895 г. в Витебске, Юзеф Маврикиевич Древницкий еще долгое время продолжал успешно заниматься прыжками с «зонтиком». В 1910 г. он совершил более 400 прыжков с парашютом; в то время это был мировой рекорд.
Ю.Древницкий разрабатывал конструкцию авиационного парашюта, который должен был спасти не только летчика, но и весь самолет. Осенью 1913 г. аэронавт демонстрировал в Одессе управляемый парашют. В 1917 г. Ю.Древницкий тяжело заболел и умер.

Рис. 19На рис. 19 и 19а показана фотооткрытка, запечатлевшая подготовку к полету аэростата Ю.Древницкого. Текст на обороте гласит: «Г. Бердичев мая 14-го 1912 г. Фотография изображает собою полет публичный Древницкого. Наши солдаты помогают ему. Я стою с правой стороны, тут сам и летун стоит. С почтением. Борщенко.»

Рис. 19 аГ.Т.Черненко так описывал подготовку монгольфьера к полету: «Два десятка солдат, стоя на коленях, прижимали края монгольфьера к земле… Монгольфьер постепенно полнел и, наконец, принял гигантской груши объемом 1500 кубических метров. Оболочку аэростата снимали с печи и относили в сторону. Под оболочкой к трапеции цепляли парашют». На фото можно насчитать 21 солдата и одного офицера.

Рис. 20Воздухоплаватели использовали парашюты конструкции Juchmess, размещаемые на внешнем борту корзины, до 1921 г. На открытке
1915 г. (рис. 20) видна петля, которую помещали подмышку, накидывая на плечо через голову. Наблюдатели, корректировавшие артиллерийские стрельбы, спасались на парашютах.

Рис. 21На рис. 21 показана французская открытка времен первой мировой войны. Изображена схема захода биплана для атаки на аэростат. После того, как аэростат загорелся, наблюдатель выпрыгнул из корзины и спустился на парашюте (четыре позиции полета парашюта).

Надпись на открытке (рис. 22) гласит, что бельгийский наблюдатель спасается с подожженного привязного аэростата. Письмо отправлено полевой почтой 20.7.1917 г.

На открытке (рис. 23) показан плакат с картинками полета на аэростатах. Очевидно, была серия, посвященная авиации (номер издания – 211, полотно № 6).

Рис. 22Рис. 23На первом рисунке изображен полет теплового аэростата братьев Монгольфье (1 июля 1783 г.). На втором – полет Rexler на тепловом аэростате (1785 г.), на третьем – подготовка к полету аэростата, на четвертом – свободный полет аэростата, на пятом – привязной аэростат с наблюдателем в корзине, на шестом – спасение на парашюте с подожженного вражеским самолетом привязного аэростата, на седьмом – подъем наблюдателя на змейковом аэростате, на восьмом – перевозка на автомобиле змейкового аппарата, на девятом – секция змейкового аэростата.

В 1922 г. в Ницце Georges Cormier (Франция) построил баллют (рис. 24). (Баллют – производное от слов «баллон» и «парашют»). На заданной высоте газ выпускают, и корзина опускается на оболочке, превращающейся в купол парашюта.

Рис. 24Был использован проект Louis Henri Capazza (1862-1928 гг.), известного французского полупрофессионального воздухоплавателя. В 1862-1928 годах он совершил 35 подъемов на аэростатах и дирижаблях. На парашюте собственной конструкции совершил два прыжка. В 1892 г. совершил полет на баллюте с принудительным разрывом оболочки, после чего благополучно приземлился.

12 сентября 1938 г. на высоту 16810 м поднялся первый в мире стратостат-парашют ВР-60 «Комсомолец». Затем оболочка трансформировалась, и начался спуск.

Рис. 25На рис. 25 показан прыжок японского десантника с дирижабля в
1927 г. (Десантников тренировали немецкие инструктора на закупленных в Германии парашютах.)

Рис. 26Прожектора ПВО высвечивают дирижабль, сбросивший груз на парашюте. Ночное сражение всеми силами воздушной обороны в Kanto (вокруг области Токио) (рис. 26).

Рис. 27В ночном небе самолеты и дирижабль (30-е годы) (рис. 27). Фантазия о будущей войне. Лучи прожекторов направлены с земли и с неба! Осветительные ракеты на парашютах известны с Крымской войны – а тут идея сброса прожектора на парашюте, который освещает пехотинцев.

Рис. 28Рис. 29На итальянской открытке, прошедшей почту в 1932 г., изображен воздухоплаватель с прикрепленным на борту корзины парашютом конструкции Juchmess. Четко видна широкая основная лямка из кожи и петля, перекинутая через плечо (рис. 28).

В 1984 г. почта Руанды выпустила серию марок и блок. На марках изображен парашют Гарнерена и современный тепловой аэростат и современный «Орел-2» (рис. 29).

Рис. 30В городе Oberwert, Австрия, было проведено первое соревнование парашютистов по прыжкам из корзины аэростата. На проходившей в это же время выставке марок специальным штемпелем гасились почтовые отправления (рис. 30).

Юрий Голант

Вы здесь: Home Каталог Статьи Уголок коллекционера ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ И ПАРАШЮТ В ФИЛАТЕЛИИ