Форма одежды и нагрудные знаки воздухоплавательных частей и Офицерской воздухоплавательной школы (1890-1917 гг.)

ТаблицаВ 1890 году при императоре Александре III началось формирование крепостных воздухоплавательных отделений. Были утверждены штаты и табели воздухоплавательных частей, а также рисунки и подробное описание униформы. С этого момента и началась история формы и нагрудных знаков российских воздухоплавателей.

In 1890 during Alexander the III’s ministry began organization of bond aeronautical departments. The stuff and tables of aeronautical units were confirmed as well as pictures and detailed description of the uniform. From this point on dates the history of uniform and badges ot Russian ballooners.

Созданию российской военной авиации предшествовала большая работа отечественных воздухоплавателей. Военные аэронавты заложили теоретическую и практическую основу для совершенствования воздушного флота. Достаточно вспомнить, что первые пять военных летчиков России были офицерами воздухоплавательных частей. Аэронавты оказали серьезное влияние на развитие авиации, в том числе и на авиационную униформу. В нее они привнесли элементы и традиции, связанные с воздухоплавательной службой. 

Становление воздухоплавания в качестве новых специальных войск началось при императоре Александре III. 27 апреля 1890 г. по представлению Главного инженерного управления Александр III утвердил типовые положения, штаты и табели воздухоплавательных частей. На основе этих документов началась реализация широкомасштабной программы по формированию крепостных воздухоплавательных отделений. Личный состав для них готовил Учебный воздухоплавательный парк, сформированный 23 октября 1890 г. на базе кадровой команды аэронавтов. Командиром парка был назначен Александр Матвеевич Кованько. 
27 ноября 1890 г. император утвердил рисунки и подробное описание униформы воздухоплавательных частей (рис. 1)[1]. В целом она соответствовала общему образцу военной формы, принятой согласно вкусам Александра III в 1881-1882 гг. По сравнению с тем, что существовало в предыдущее царствование, это обмундирование отличалось простотой и скромностью. Поскольку воздухоплавательные части относились к Главному инженерному управлению, то форма воздухоплавателей практически повторяла обмундирование саперных батальонов, но с некоторыми отличиями – солдатские синие рабочие рубахи особого образца, вооружение всех чинов шашками и револьверами, шифровки на околышах солдатских фуражек, на погонах и офицерских эполетах, а также новый специальный знак – якорь с крыльями. 
Точно неизвестно, кто был инициатором принятия в качестве эмблемы для военных воздухоплавателей якоря с крыльями. Поскольку якорь был обязательной принадлежностью воздушного шара, то, скорее всего, введение нового военного знака не обошлось без участия А.М. Кованько. 
28 мая 1891 г. Военный совет утвердил табель вещевого довольствия нижних чинов воздухоплавательных частей. Эта табель была объявлена 12 июня приказом по Военному ведомству № 166. После этого началось реальное снабжение воздухоплавательных отделений новой формой. Специфические условия службы предопределили практичность и внешнюю строгость униформы аэронавтов. В полете любые красивые, но нефункциональные элементы были излишними. С этим приходилось считаться даже блестящим гвардейским офицерам. 
Например, штаб-ротмистр кавалергардского полка граф А.А. Игнатьев в мемуарах «Пятьдесят лет в строю» вспоминал свой полет на воздушном шаре в августе 1902 г. во время больших курских маневров: «Мне предложили сперва снять шапку, потом лядунку и, наконец, шпоры, объяснив, что кавалерийское снаряжение неуместно в воздухе и может помешать прыжку из корзины при вынужденном спуске». 
Скромная униформа воздухоплавателей образца 1890 г. просуществовала с незначительными вариациями вплоть до следующей реформы обмундирования в 1907 году. За этот период главные изменения касались шифровок, которые утверждали в зависимости от организации и переформирования воздухоплавательных частей. В таблице 1 приведены сведения о шифровках воздухоплавательных частей и времени их существования. Сводная ведомость этих шифровок была объявлена приказом № 84 по Военному ведомству от 4 апреля 1896 г. 
24 февраля 1896 г. император Николай II присвоил офицерам, окончившим курс офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка по первому разряду, особые нагрудные знаки (рис. 2). Рисунок и описание знака были объявлены приказом № 48 по Военному ведомству от 6 марта 1896 г. Офицерам флота ношение этого знака разрешили приказом по Морскому ведомству № 69 от 28 апреля 1896 г. Дополнительно был утвержден соединенный знак для офицеров, окончивших по первому разряду кроме Учебного воздухоплавательного парка еще и курс Военной электротехнической школы (рис. 3). Этот вариант дополнял в нижней части воздухоплавательный знак образца 1896 г. двумя скрещенными позолоченными молниями. Остальные выпускники Учебного воздухоплавательного парка получали нагрудный знак с якорем на фоне скрещенных топоров (рис. 4). 
В 1890-1907 гг. неоднократно уточнялись правила ношения летней формы одежды, на которую войска переходили с 15 мая по 15 сентября. В этот период офицеры носили белые двубортные полотняные кителя с мундирными пуговицами и погонами. Правда, в официальных случаях – на торжествах, в театрах, концертах, собраньях и «иных публичных гуляньях» вместо кителей следовало надевать мундиры или сюртуки. Солдаты летом вместо мундиров носили белые полотняные рубахи. 14 октября 1896 г. на белые саперные рубахи в случаях, когда солдаты надевали их вместо мундиров (на смотрах, в караулах, при увольнении в город и т.п.), велено было пристегивать мундирные погоны. Погоны делали из алого неворсованного сукна с картонной проклейкой и темно-зеленым суконным подбоем. 
Русское военное воздухоплавание получило боевое крещение в годы русско-японской войны. Маньчжурской армии срочно потребовались маневренные воздухоплавательные части. Уже 22 марта 1904 г. началось формирование таких частей, в частности, Сибирской воздухоплавательной роты. 
Изменения касались и вооружения воздухоплавательных частей. 18 апреля 1904 г. император распорядился вооружить всех солдат и унтер-офицеров (кроме фельдфебелей) вместо револьверов и шашек винтовками драгунского образца. К этим винтовкам военным воздухоплавателям полагались кавалерийские поясные подсумки с шейным ремнем из коричневой кожи. 
29 июля 1904 г. Николай II установил воздухоплавательным частям Действующей армии вместо барашковых шапок папахи образца 1875 г. для сибирских частей. Эти папахи высотой 22 см делали с темно-зеленым суконным колпаком и пристроченным к черной овчинной опушке нижним краем. По швам колпака папахи и вокруг нашивался алый шерстяной шнур, а у унтер-офицеров – шнур черно-бело-оранжевый. Колпак офицерской папахи обшивался накрест и вокруг серебряным галуном. Еще одним новшеством стало введение в каждой роте воздухоплавательного батальона двух барабанщиков. Они носили форму как у унтер-офицеров, но имели на мундирах алые суконные наплечники, обшитые белым басоном. 
После ряда военных неудач военное руководство России решило подбодрить дух войск новыми внешними отличиями. 29 августа 1904 г. император «соизволил даровать по примеру Гвардии» инженерным частям пуговицы вместо гладких – с изображением двуглавого орла над скрещенными топорами. Такие пуговицы получили и военные воздухоплаватели. 
Опыт и итоги русско-японской войны требовали провести масштабную военную реформу. Была проведена и реформа обмундирования. Войска перекрасили кителя, рубахи и чехлы на фуражках в различные оттенки коричнево-серого и желто-зеленого цветов. 20 марта 1907 г. для офицеров был установлен однобортный китель «американского покроя». Китель застегивался на пять посеребренных инженерных пуговиц. Прежние кителя разрешалось донашивать вне службы и на домашних занятиях. 
11 августа 1907 г. император утвердил новые бляхи к солдатским поясным ремням инженерных войск, включая и воздухоплавателей. Медная пряжка имела выбитое изображение двуглавого орла над скрещенными топорами. Через месяц было велено делать бляхи не медные, а белые мельхиоровые. 27 октября того же года была изменена и солдатская шинель. На правом борту шинели посередине груди военные воздухоплаватели теперь стали нашивать шесть больших, диаметром 2,2 см, мельхиоровых пуговиц со штампованным изображением двуглавого орла над скрещенными топорами. 
С 15 мая 1908 г. офицерам воздухоплавательных частей на строевых занятиях, на маневрах, в караулах и в нарядах следовало носить военную форму защитного цвета («хаки»). Также был введен двубортный мундир. Мундиры отныне следовало надевать только по особому приказанию. Нижним чинам с 6 декабря вместо шифровки на околышах суконной фуражки было велено иметь кокарду. Шаровары солдатам при новых мундирах оставили старые. Офицерам при форме вне строя разрешено было носить длинные черные шаровары навыпуск. Вместо барашковой шапки во всех случаях разрешено было носить темно-зеленую фуражку. В зимнее время на фуражку надевался башлык. Были и другие изменения. 5 февраля 1908 г. император официально присвоил право ношения нового мундира военнослужащим воздухоплавательных частей. 
Не успели войска перейти на новую форму защитного цвета, как Технический комитет Главного интендантского управления подготовил проект новой реформы обмундирования, который император и утвердил 21 февраля 1909 г. В войска было введено походное обмундирование цвета «хаки». В военное время на мундирах офицеров металлические пуговицы заменялись защитными. Фуражка получила наружный подбородный ремень защитного цвета, прикрепленный к околышу над козырьком малыми посеребренными пуговицами. Для нижних чинов был установлен однобортный походный мундир. К мундиру пристегивались алые погоны. Их внутренняя сторона была из защитной ткани. Это было сделано специально: в мирное время нижние чины носили алые погоны, в военное время и в лагерях погоны перестегивали защитным цветом вверх. 
11 марта 1910 г. Военный совет по предложению Главного инженерного управления решил переформировать Учебный воздухоплавательный парк в Офицерскую воздухоплавательную школу, и 19 мая Николай II утвердил Положение о школе. Статья 30 Положения гласила: «Офицерам, окончившим курс по первому и второму разрядам, предоставляется право носить установленный нагрудный знак». Этот знак стал больше похож на нагрудные знаки военных академий. 
Соответственно, Офицерская воздухоплавательная школа получила новую шифровку на эполеты и погоны. Вместо литеры «У» отныне полагалось иметь только специальный знак: у офицеров накладной высеребренный, у нижних чинов – трафаретный, желтой краской. Кроме того, в связи с преобразованием Учебного воздухоплавательного парка в военно-учебное заведение, военнослужащим Офицерской воздухоплавательной школы больше не полагались защитные шаровары. Вместо защитной фуражки летом им следовало носить темно-зеленую суконную фуражку, на тулью которой надевался защитный получехол. 
В 1910 г. в русской армии состоялась коренная реорганизация инженерных войск, включая и воздухоплавательные части. По ее итогам 30 мая 1911 г. Николай II утвердил новую ведомость шифровок на погоны и офицерские эполеты. Отныне цифры и литеры шифровки полагались печатного шрифта. У нижних чинов отменили накладные латунные якоря на погонах и ввели их изображение краской по трафарету. На алой стороне погон желтой краской наносили трафарет шифровки и воздухоплавательного знака, на защитной – коричневой краской, и только трафарет воздухоплавательного знака. У офицеров и подпрапорщиков специальные знаки полагались посеребренные накладные. 
Вообще, в это время изменения в тот или иной образец военной формы одежды вносились практически каждый месяц. Эти изменения касались солдатской шинели, походного мундира для нижних чинов, синей рабочей суконной рубахи и т.д. 
Осенью 1912 г. в русской армии была задумана новая реформа обмундирования, направленная на унификацию парадного и походного обмундирования. 22 октября Николай II одобрил ее. Новое обмундирование ввели для всех инженерных войск, включая и воздухоплавателей, кроме Офицерской воздухоплавательной школы (рис. 5). У солдат отменили двубортный мундир, фуражку, темно-зеленые шаровары, башлык и наушники. У офицеров также был отменен двубортный мундир образца 1907 года. 
В качестве основного предмета формы был введен походный защитный мундир. При парадной форме к мундиру пристегивался черный бархатный лацкан с алой выпушкой и посеребренными пуговицами. К лацкану был пришит прежний мундирный черный бархатный воротничок с алой выпушкой по краям и двумя серебряными петлицами с каждой стороны. При лацкане погоны с мундира снимали и вместо них прикрепляли эполеты. На рукава пристегивались черные бархатные обшлага с алой выпушкой по верху с серебряными петлицами. На защитных шароварах была установлена алая суконная выпушка по боковым швам. На защитной фуражке было три алых выпушки. Вместо плечевой портупеи при всех формах полагалось носить поясную. 
11 января 1914 г. Николай II повелел: в воздухоплавательных частях вместо формы образца 1913 г. иметь обмундирование по образцу авиационной униформы, установленной приказом по Военному ведомству от 3 января 1914 г., сохраняя прежние погоны и эполеты. Из добавочного обмундирования шлемы воздухоплавателям не полагались, а кожаные перчатки и краги отпускались только летно-подъемному составу. 
22 апреля 1914 г. Николай II утвердил новую форму обмундирования для военнослужащих постоянного состава Офицерской воздухоплавательной школы и строевых чинов ее батальона (рис. 6). Практически это была униформа лейб-гвардии саперного батальона, немного измененная и дополненная «воздушными» деталями. 
Она состояла из кивера, который полагался только офицерам, одетым в мундир парадной или повседневной формы. Фетровый колпак кивера обтягивался темно-зеленым («царским») сукном. При парадной форме в кивер вставляли белый султан высотой 15,5 см из конского волоса. У генерал-лейтенанта А.М. Кованько кивер был сверху из белых перьев, а снизу – из черных и оранжевых. Нижним чинам школы и батальона вместо кивера полагались мягкие складные суконные шапки-пилотки общего авиационного образца. 
Фуражка офицерам при служебной, повседневной и летней форме полагалась из того же темно-зеленого («царского») сукна с черным бархатным околышем и тремя алыми выпушками. Фуражка имела наружный черный кожаный подбородный ремень и лакированный козырек, на околыше крепилась офицерская кокарда. Для всех чинов была введена защитная фуражка, которая надевалась при защитной форме одежды. 
Мундир был лацканного покроя из темно-зеленого сукна. При парадной форме спереди мундира пристегивался черный бархатный (у нижних чинов плисовый) лацкан с алыми выпушками. Воротник имел скошенные передние концы и алую выпушку по всем краям. У офицеров воротник и обшлага были из черного бархата, у нижних чинов – из черного плиса. По верхнему краю обшлагов шла голубая выпушка. На воротнике и алых прямоугольных клапанах полагались петлицы. Унтер-офицеры по верхнему и боковым краям воротника и обшлагов дополнительно нашивали серебряный галун. У офицеров на воротнике и клапанах обшлагов помещалось особое серебряное шитье в виде стилизованного крыла и широкого канта. Погоны оставались прежнего образца 1910 г. Офицерские звездочки могли быть шитыми или накладными позолоченными. 
Кроме того, военнослужащим Офицерской воздухоплавательной школы и батальона при ней полагались: походный защитный китель (для нижних чинов защитная суконная походная рубаха), у офицеров – сюртук, пальто и шинель, шаровары, сапоги, для нижних чинов – кавалерийский поясной ремень с мельхиоровой бляхой инженерных войск, для офицеров – портупея к офицерской морской сабле, кожаные и суконные куртки (на обшлагах офицерской черной суконной куртки была голубая выпушка) и синие суконные рубахи для нижних чинов. 
После начала Первой мировой войны изменения униформы военных воздухоплавателей соответствовали общим тенденциям. Боевые действия на суше и море требовали все больше воздухоплавателей-разведчиков. Приказом по Морскому ведомству от 15 ноября 1916 г. были сформированы Морские воздухоплавательные курсы военного времени при воздухоплавательной роте Морской крепости императора Петра Великого. Офицерам, окончившим эти двухмесячные курсы, предоставлялось право ношения особого нагрудного знака (рис. 7). Он был близок к нагрудному знаку образца 1896 г., но с морскими элементами, и представлял собой овал из серебряной якорной цепи. Внутри крепился серебряный двуглавый орел с перекрещенными топорами под серебряным адмиралтейским якорем с золотыми крыльями. 
В январе-мае 1917 г. военное воздухоплавание было переформировано. В результате к августу действующая армия имела 28 армейских и 59 корпусных воздухоплавательных отрядов. Ими руководили 14 воздухоплавательных дивизионов (по одному на армию). Дивизионы подчинялись инспектору воздухоплавания фронта, в ведении которого находился фронтовой воздухоплавательный парк. В связи с этим 31 августа 1917 г. приказом № 565 по Военному ведомству были установлены новые шифровки на погоны воздухоплавателей. 
А вскоре совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Созданная для ее защиты Красная армия имела и воздухоплавательные части. Но о форме одежды красных воздухоплавателей мы расскажем в следующем номере.

Александр Кибовский, Алексей Степанов, Кирилл Цыпленков 

 

 

 

Вы здесь: Home Каталог Статьи Уголок коллекционера Форма одежды и нагрудные знаки воздухоплавательных частей и Офицерской воздухоплавательной школы (1890-1917 гг.)