Аэростат «Чайка», рекорд, Тула-Курск, 7 марта 2011…
Март для российских воздухоплавателей – традиционная пора установления национальных рекордов. Как 07 марта 2011 г. устанавливались рекорды дальности и продолжительности полёта теплового аэростата АХ-7 «Чайка», описывают спортивный комиссар и пилот теплового аэростата.
For Russian aeronauts March is a traditional time for breaking the national records. A sport commissary and a balloonist discribe how were achieved records for flying range and endurance of hot air balloon AХ-7 «Larus» on 07/03/2011
Март для воздухоплавателей – традиционная пора проведения попыток установления национальных рекордов. Погода уже не такая суровая, как в зимние месяцы, а слабая термическая активность атмосферы все еще позволяет летать в течение всего светового дня.
Экипаж воздухоплавательного клуба «Аэровальс» в составе Евгения Чубарова (пилот и будущий рекордсмен), Иван Меняйло – спортивный комиссар, т.е. человек, беспристрастно фиксирующий достижение, Николай Рябцев – фотограф, и группа подбора ожидали свежего северного ветра. Уже неделю прогноз погоды намекал на то, что 7 марта будет как раз это направление. Решение на выезд было принято 5 марта.
Особенностью этой рекордной попытки стало то, что это был первый дальний полет на воздушном шаре после введения 1 ноября 2010 года новых Федеральных правил использования воздушного пространства, значительно упростивших жизнь пилотам малой авиации. Расчет траектории полета был сделан в обход районов аэродрома, запретных зон и зон ограничения полетов. В итоге мы даже не подавали уведомления на полет, предварительно сделали только два звонка, согласовав пролет районов аэродромов города Тулы и узнав у диспетчера Калужского диспетчерского пункта, не летают ли первые лица государства в предпраздничный день. Взлет, посадка и большая часть полета прошла в воздушном пространстве класса G, получение разрешение на полет в котором не обязательно.
Аэростат под названием «Чайка» был готов к старту рано утром 7 марта. Фактическая погода полностью соответствовала нашему прогнозу – «было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещренной рябью поверхности снега». В 6 часов 51 минуту наша «Чайка» покинула деревню Казначеево Тульской области, унося на борту пилота Евгения, опечатанные самописцы и 400 литров газа, которых по нашим расчетам должно было хватить как минимум на 10 часов полета.
Максимальную скорость ветра Евгений нашел на высоте около 600 метров от среднего уровня моря, она составляла около 45 км/ч. Наша наземная команда тем временем на автомобиле выдвинулась за Евгением. Первая визуальная встреча произошла через 3 часа после начала полета около н.п. Чернь, что на окраине Тульской области. Через 6 часов полета было пройдено 213 км, а аэростат к этому моменту находился в середине Орловской области рядом с деревней Покровское. Евгений уверенно рапортовал с борта о том, что солнце светит и греет, аэростат летит нужным курсом, топлива еще почти половина, а скорость, к сожалению, падает. Но это было не страшно, так как прежний рекорд дальности к этому моменту уже пал.
Проложив траекторию полета «Чайки» на карту, мы поняли, что ожидать его следует в районе города Щигры Курской области, где 3 часа спустя и увидели наш аэростат. До захода солнца было еще 2 часа, топлива – 2,5 баллона, а значит, можно было стремиться к выполнению задачи - максимум.
Изначально мы планировали посадку на трассе Курск-Воронеж. Ветер принес Евгения в район деревни Гнилое. Но полёт рекордный – занятие отнюдь не гнилое, а даже самое что ни на есть светлое - и аэростат летит дальше. Тем временем нежданно-негаданно пал рекорд не только дальности, но и продолжительности полета (10 часов 20 минут). В итоге в 18 часов 09 минут Евгения и его воздушное судно мягко приняла дорожка в деревне Каменка Курской области, мы его уже ожидали и даже поймали аэростат руками.
Орава местных мальчишек и представителей более старших и серьезных поколений быстро собралась вокруг аэростата, наблюдая за удивительным для них летающим объектом. С их помощью мы быстро собрали материальную часть, убедились, что приборы в наличии и записали параметры полета, и тронулись в обратный путь.
Итоговые результаты: дальность полета - 333 км 628 метров, продолжительность – 11 часов 18 минут 10 секунд. Вот как бывает: Евгений Чубаров предпринял попытку установления национального рекорда для тепловых аэростатов класса АХ-7 в категории дальность полета, а получилось два рекорда - дальность и продолжительность полета!
Сейчас оформляется рекордное дело, и через некоторое время рекорд будет утвержден Федерацией авиационного спорта России.
Иван Меняйло
Дальний и долгий полет
(заметки воздухоплавателя из корзины аэростата)
«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира... рекордный полёт?»- предложил я в конце февраля своим коллегам. Всеобщее одобрение моей идеи охватило клуб «Аэровальс»! Вот лишь некоторые высказывания моих товарищей. Ю. Таран: «Да на фига это тебе надо»? И. Меняйло: «Заняться нечем? Лучше водки попить!»
Началась серьёзная подготовка к предстоящему полёту. На первом совещании были утверждены программы минимум и максимум. Программа - минимум: установить рекорд России по дальности перелёта для тепловых аэростатов класса АХ-7. (На тот момент рекорд составлял 150 км и принадлежал Антону Мореву.) Программа - максимум: при выполнении программы - минимум выполнить два норматива для золотого знака FAI по дальности перелёта (300 км) и его продолжительности (6 часов).
Благоприятные погодные условия для рекордного полёта прогнозировались на 7 марта. Ожидался северный ветер. Разработали предварительный маршрут: старт близ д. Щепотьево Тульской области (там живет Виктор Горобец(!)), предполагаемый район посадки - между городами Щигры и Черемисиново Курской области.
Основной вопрос для продолжительных полётов - количество топлива. Исходя из таблицы для загрузки аэростатов в зависимости от объёма и температуры окружающей среды, советов бывалых и здравого смысла решили, что 400 литров (9 баллонов) будет необходимо и достаточно для осуществления предстоящего полёта (плюс один на наполнение и старт). Сергей Гришин и Алексей Коняев выделили для полёта горелку производства Paolo Bonano.
Приборное обеспечение на борту: GPS- Garmin-78 (приобретён за два дня до полёта стараниями Вадима Симакова), GPS- Garmin- 176 (любезно предоставлен Сергеем Баженовым), высотомер Brauniger AVPilot, высотомер Brauniger IQ Basic/GPS, радиостанции Alinko 195 и Joker с частотным диапазоном 136-174, две радиостанции с любительским диапазоном 435 и одна с авиационным диапазоном Vertex VXA 700, термометр с радиодатчиком, два мобильных телефона разных операторов.
Документы: в дополнение к стандартному набору документов, которые всегда при мне во время полёта, добавилась маршрутная карта МВЛ (ниже-нижнего эшелона) УКЛ-7, масштаб 1:500000.
Состав отважной команды, выдвинувшейся накануне полёта в Тульскую область: Иван Меняйло (спортивный комиссар и руководитель полёта), Николай Рябцев (фото- и видеокорреспондент, психо- и метеоролог), Илья Чекандин, Константин Захарков и я - Евгений Чубаров (пилот, затеявший это мероприятие).
Итак, 6-го марта в 3 часа пополудни наш отряд вошёл в д. Щепотьево, что в Тульской области. Разместившись в доме Виктора Горобца, первым делом направились на поиски подходящего места для старта. Искали недолго. Удобное место для старта аэростата находилось в полутора километрах к западу на берегу небольшой речушки близ д. Казначеево.
Вечер прошёл в дружественной и теплой атмосфере. Во время обеда, плавно перетекшего в ужин, В. Горобец делился с присутствующими своим опытом покорения рекордов в воздухоплавании. Илья и Константин с интересом слушали рассказы бывалого. Параллельно продолжалась подготовка к завтрашнему полёту. Проверили и настроили приборы. Изучив свежую информацию с метеосайтов и получив подтверждение прежнего прогноза погоды, повторили ранее составленный план полёта.
Подъём в 5 утра. На улице ясное небо, дует небольшой ветерок. Выпив кофе, собираю провиант: термос с кипятком (2 литра), маленький термос с заваренным чаем, бутылка воды без газа (500 мл.), шоколад, орешки, жвачка, «мороженое» (200 мл.). Поблагодарив дом за гостеприимство, хозяина решаем не будить. В 5.45 выдвигаемся к месту старта. В это время к нам присоединяются Андрей Кульков и Игорь Соловьёв - команда № 1 воздухоплавателей Тулы!
Отличий в подготовке этого полёта от обычного было немного. Восемь баллонов были размещены и надёжно закреплены в корзине заранее, оставалось установить и закрепить всего один,- что и было сделано. Разместили термодатчик в оболочке. Иван в это время разминал застывший пластилин (спонсор пластилина - Виктор Таран (!), за что ему особая благодарность), укладывал в пакеты приборы для контроля полёта и опечатывал их. Вот, пожалуй, и всё.
6 ч. 45 мин. «Чайка» к рекордному полёту готова! Комиссар передаёт мне опечатанные приборы контроля (прячу их под куртку в тепло). Крайний визуальный осмотр аэростата, проверка наличия карт, приборов, провианта, плана на полёт (в голове) - всё на месте, всё в порядке. Прогреваю оболочку. Аэростат довольно быстро набирает подъёмную силу. Нас держит только отцепка. «Щёлк», и полетели...
Самые первые данные полёта: вертикальная скорость - 1,5-2 м/с, максимальная температура в оболочке, какую я наблюдал в подъёме - 91 градус Цельсия, горизонтальная скорость увеличивается, и местами GPS показывает более 40 км/ч; собственное состояние - нормальное.
С утра был обещан ветер с направлением от 180 до 200 градусов и скоростью около 40 км/ч. К обеду ожидалось изменение направления ветра (и должно было составить 160 градусов), а также снижение скорости. Для уменьшения количества числовых значений в тексте направление ветра западнее 180 градусов я иногда буду называть «правым», а восточнее 180 - «левым» ветром. Исходя из этих условий, задача была следующая: с самого начала пройти как можно дальше правым курсом, а после поворота ветра влево «досидеть» как можно дольше до планируемого результата. Ещё один немаловажный нюанс: в случае выполнения этой задачи весь полёт будет проходить в зоне G и никаких согласований не потребуется. Единственное было сделано накануне - с Тульским аэродромом.
Поднимаюсь к отметке 1000 м (как правило, чем выше, тем ветер правее и скорость его больше). Выше не поднимаюсь, оставляя запас, т.к. «потолок»- максимально разрешённая высота для нас - 1200 м.
Несмотря на то, что в подъёме я наблюдал по GPS скорость более 40 км/ч, решаю оставаться и не идти вниз на поиски большей (так в «разговоре» - ред.) скорости, тем более, что скорость (35-38 км/ч) и направление (190 градусов) отвечали ожиданиям. Да и первые минуты полёта: пока приглядываюсь, прислушиваюсь, принюхиваюсь; пересчитываю баллоны и проверяю наличие отметок маркера на них - это для удобства контроля, отработал баллон - стёр отметку (чтобы не запутаться); раскладываю приборы, радиостанции, карты так, что- бы было удобно пользоваться. Выхожу на связь с наземной командой и сообщаю первые данные по полёту. Меня слышат, и я слышу! Ура! «Ползи, улитка...».
Первый баллон опустел в 7.30 - через 40 минут. Для максимальной нагрузки - очень хороший показатель. Переключаюсь на следующий. Солнце стало потихоньку делиться теплом.
В 7.50 комиссар в эфире allegro (бодро) спрашивает: «Как прошёл первый час полёта?». Отвечаю что нормально, сообщаю направление, скорость, высоту. Иван советует поискать по высотам скорость. Прислушиваюсь к совету, и на высоте ниже 700 нахожу скорость 42 км/ч., правда, направление на пару градусов левее. Краткое обсуждение по рации и решение принято: скорость важнее!
Ровно 8 часов. На частоте Тульского аэродрома (УКВ 124,0) в исполнении диспетчера прослушиваю метеообстановку и пожелания доброго дня.
Скорость постепенно возрастает. Второй баллон опустел в 8.10, переключаюсь на следующий. Скорость потока на одной высоте не постоянна, а если точнее, поток воздуха «гуляет» по высотам. Приходится постоянно искать. Клапаном не работаю (эконо-о-омлю). Перемещения по высотам стараюсь выполнять «по-эстонски» - плавно.
В борьбе за скорость проходит ещё три часа, и я удаляюсь от точки старта более чем на 150 км. За это время незаметно для себя покинул Тульскую область и уже около часа летел в Орловском небе (на картах МВЛ границ областей нет). Но самое главное - была выполнена программа - минимум! Побит рекорд Антона Морева! Извини, брат! Чтобы ты знал: произошло это над рекой Зуша (населённые пункты Королёвка, Черемошны, Круглик).
Скорость после прохождения рекордного рубежа стала снижаться, и уже не превышала 40 км/ч. Стал слышен МДП ОРЁЛ (УКВ132,0). Судя по переговорам, Орловское небо жило. То и дело слышны переговоры диспетчера с пилотами. До аэродрома далеко (около 50-ти км), поэтому никого не наблюдаю. Пока иду на безопасной высоте. Однако, по всей видимости, предстоит в ближайшее время идти на снижение, т.к. приближаюсь к Архангельскому, а это угол «Пугачёвки» - зона ответственности Орловского аэродрома. Этим же курсом располагается и Курский аэродром «Восточный». Идти туда не входило в наш план. Решаю проверить, что у нас с ветром пониже? Снизившись, нахожу левый, однако скорость там падает до 25 км/ч. Поднимаюсь и иду прежним правым курсом до Архангельского. Пока снижался - поднимался, скорость на этой высоте снизилась до 35 км/ч. Стараюсь сохранить скорость вплоть до границы «Пугачёвки». Снизился над Калгановкой до 400. Не радует меня здесь скорость, ох, не радует (22-26 км/ч). Направление хоть и не идеальное (среднее 176 градусов), но допустимое.
Два раза несильно дала о себе знать «термичка» над лесными массивами. Началась борьба за левый ветер. За скоростью не слежу - только направление. Километры удаления от точки старта прибавляются ме-е-едленно. Иногда, когда нет леса (источника «термиков»), снижаюсь до 150 м. Люди встречаются очень редко. Завидев аэростат, останавливаются, приветствуют. В ответ я тоже приветствую их. Примерно в 2 часа пополудни устроил трапезу из шоколада и чая. К этому времени 6 баллонов были пусты, но расход топлива значительно снизился. К примеру, 6-го баллона хватило на полтора часа полета.
В четвёртом часу, преодолев более 250 км, прохожу над Дровосечным - крайним населённым пунктом Орловской области на моем пути. Впереди земля курская! Слышу по радиостанции, как меня периодически вызывает Иван. Я их слышу, а они меня нет. Понимаю, что ожидают меня они на дороге к северу от Щигров. Созвонились по телефону для взаимного понимания ситуации.
Надеясь, что активность солнца снизилась, снижаюсь и я. Начинает влиять рельеф местности. Стараюсь использовать любую возможность, чтобы поймать левый ветер, благо «Чайка» не такая тяжёлая, как в начале полёта, и можно быстро уйти вверх, если что... «Если что...» было три раза: два не слабых «термала» над строениями (я ожидал их), и один раз в чистом поле на снижении «задумался», а впереди бугор - вот и разогнался. Успел «выгреться», ушёл метрах в 3-х от земли. «Bravo, maestro Paolo Bonano!».
Борьба за левый принесла успех! Удалось выйти на город Щигры, и до рубежа в 300 км оставалось менее 10 км. Наземная команда отправляется с упреждением на трассу Курск – Воронеж – к запланированному месту посадки. Расстояние там составит более 315 км, и программа - максимум будет выполнена! Остаётся небольшая, но очень важная и ответственная задача – совершить посадку в удобном для подбора месте.
Приближаюсь к трассе в районе населённого пункта Гнилуши. Скорость у земли около 15 км/ч. Есть два варианта действий: садиться, гася аэростат до дороги, или сразу за дорогой. Второй вариант усложняют провода вдоль трассы, да и первый не из приятных - здесь сквозь снег уже земля проглядывает. Чувствуя мою нерешительность, стихия принимает на себя инициативу. Неожиданно подул сильный ветер и потянул «Чайку» на провода. И это был роковой порыв ветра для... рекорда Сергея Баженова по продолжительности (прости, брат (!)). Очередное: «Bravo, maestro Paolo Bonano!». Легко поднявшись над проводами и отлетев на несколько сот метров от дороги, осматриваю перспективы. Визуально - ТОСКА. Впереди ни дорог, ни домов. Смотрю карту. Километрах в 15-ти есть дорога, пересекающая мой курс. Но долечу туда, судя по текущей скорости, к заходу солнца.
Шепчу про себя: «Ползи, улитка, По склону Фудзи. Вверх до самых высот...»
Поднимаюсь выше - скорость увеличивается. Какое-то время так и лечу. В это время Иван разыскал неприметную на карте дорогу, которая вела к деревне Каменка, что в 3-х км от моего настоящего положения. Только идти нужно как можно левее. Снижаюсь к самой земле - есть левый! «Крадусь» к деревне. Вижу дорогу и на ней автомобиль Ивана! Моё появление на окраине Каменки было неожиданным для местного населения. Первой кого я увидел, была бабуля, идущая от колодца с полным ведром воды. «Люди! Много людей!» - вспомнил я Семёна Фараду в «Чародеях». Во время пролёта над деревней предлагал местным жителям бежать к дороге. Скорость на крайних метрах полёта была около 10 км/ч, поэтому посадка оказалась спокойной, а встреча тёплой!
Приняв поздравления от наземной команды, местных жителей, а также Юры Тарана (по телефону), передаю все приборы Ивану (он ведь спортивный комиссар). На этом рекордный полёт завершён.
Докладываю голосом итоги полёта ещё раз. Взлет: д. Казначеево Тульской области в 06 часов 51 минуту 38 секунд. Посадка: д. Каменка Курской области в 18 часов 09 минут и 48 секунд. Дистанция полёта: 333 км 628 метров. Продолжительность полета: 11 часов 18 минут 10 секунд. Попытка установления национального рекорда для тепловых аэростатов класса АХ-7 (объем оболочки до 2200 м3) на дальность беспосадочного перелёта была перевыполнена. Мне и моей команде удалось побить рекорд России, который принадлежал Антону Мореву и составлял (примерно) 150 км. Попутно мы превысили и достижение Сергея Баженова по продолжительности полёта 10 ч. 20 мин. (не планировал, но получилось).
Огромная благодарность наземной команде. Пока дописываю про свой полёт, мой сын Иван прислал список населённых пунктов, над которыми я пролетал. Оказалось, в Тульской области я пролетел 62 населенных пункта, в Орловской – 77, в Курской – 33 (с полным списком можно ознакомиться в редакции нашего любимого журнала «Воздухоплаватель»). Многих деревень уже просто нет. Осталось лишь название...
Евгений Чубаров