Воздухоплавание и парашют в филателии

Леонардо да ВинчиВ 1996-1998 гг. автор сотрудничал с журналом «Воздухоплаватель». За время вынужденного перерыва в его коллекции появились новые материалы, о которых рассказывается в данной публикации. 
  За активную популяризацию парашютизма в 2009 г. ФАИ наградило автора почетным дипломом Paul Tissadier.

BALLOONING AND PARACHUTE IN PHILATELY
In 1996-1998 the author of this article worked with our magazine. New material, described in this publication, appear in the author collection during the magazine forced outage.
For active promotion of skydiving the author was awarded with the FAI’s Paul Tissadier Honorary Diploma in 2009.

Часть 2

При изучении истории некоторых событий, в том числе истории создания парашюта, приходится встречаться с мифами, переходящими из одного источника в другой. Следует констатировать, что не всегда историки имели возможность доступа ко всем материалам.
Много лет авторство идеи парашюта приписывалось Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), нарисовавшему в «Атлантическом кодексе» (1495 г.) эскиз шатра из прокрахмаленного полотна. Эта конструкция показана на марке, выпущенной почтой Чад (рис. 1). Парашютист, очевидно, спрыгнул с аэростата. Марка выпущена в честь 200-летия воздухоплавания. Редактор не поправил художника, храбро соединившего аэростат Бланшара и парашют да Винчи. 
Американский военный историк John Lucas привел проект неизвестного изобретателя (рис. 2). В 1996 г. в Италии была выпущена книга. В ней названо имя инженера из Сиены Francesco di Giorgio, который предложил конструкцию парашюта раньше да Винчи.

рис.2
На приведенном рисунке виден конусный купол парашюта, крепящегося к колесу, за ступицы которого держится парашют. Автор предусмотрел даже основную лямку на поясе, от которой идут веревки. 
В 1910 г. во Франции и Германии вышли серии из 6 открыток, на которых показано представление о развитии технического прогресса. В тот год Европа была в панике. Согласно расчетам астрономов, 19 мая на Землю должна была упасть комета Галлея. Потом по уточненным данным стало известно, что комета, к счастью, пролетит мимо, но Земля пройдет через ее хвост, который по неведомо кем пущенным слухам состоит из ядовитого газа цианида. Но конца света в очередной раз не случилось. 
На немецкой открытке (рис. 3) – цена быстрейшей отправки выстрелом на Луну. На краю Земли сидит парочка, смотрящая на Луну, распростершую объятия. Но некоторые улетают самостоятельно на зонтиках, причем для верности к одному из зонтиков прикреплена связка воздушных шариков. На открытке показаны неизвестных конструкций дирижабль и самолет-«этажерка». Бравые артиллеристы отправляют желающих на Луну, стреляя людьми из пушки. Стоимость – всего 200 марок.

рис. 3
В 1984 г. почтовая администрация многих стран отметила 200-летие воздухоплавания. В Гвинее была выпущена марка (рис. 4) на золотой фольге с сюжетом по проекту английского моряка Thomas Martyn, проживавшего в Лондоне. Он предложил снабдить аэростаты зонтичным парашютом. Сам проект был выполнен в 1783 г. как гравюра, о чем автору любезно сообщили сотрудники National Museum of Science an Industry. Один экземпляр был преподнесен королю Великобритании, второй отправили в Лион. Гвинея была колонией Франции, поэтому художник рисунка марки мог ознакомиться с проектом моряка. T.  Martyn, как истинный моряк, подвесил к парашюту лодку с мачтой и парусами для горизонтального полета. Изменение направления предполагалось с помощью широкого лопастного руля.

рис. 4
Жан Пьер Бланшар, после полета братьев Монгольфье на аэростате, в 1783 г. начал создавать аэростаты. Он построил также парашют с жесткими спицами (наподобие зонтика), прикрепив его к аэростату. Аэростат Бланшара с парашютом показан на блоке Белиза (рис. 5). На проекте Бланшара также подвешена лодка, но только с веслами. Сам же Бланшар летал в ивовой корзине. Убедившись в надежности аэростата, парашют он убрал. Кстати, Бланшар первым начал эксперименты по сбросу на парашютах собак и котов. 


На рис. 6 показан массовый подъем аэростатов конструкции XVIII века. При этом на аэростате видна эмблема Федерации воздухоплавания Венгрии – чайка и парашют. 


22 октября 1797 г. в Париже французский воздухоплаватель Жан Гарнерен (Jean Baptist-Oliver Garnerin, 1770-1823 гг.) совершил первый в мире прыжок с парашютом с высоты 1000 м. Мягкий купол парашюта из тафты (шелковой ткани) был подвешен под аэростатом. Корзина с воздухоплавателем прикреплялась к стропам парашюта. Для отделения парашюта необходимо было перерезать веревку, соединявшую купол парашюта с аэростатом. 


В авиационном музее в аэропорту Le Bourget (Париж) посетителей встречает аэростат, с которого совершался прыжок. Каждые 5 минут парашютист спускается в корзине. Только ивовая корзина не бочковидная, как на открытке (№ 460 – двадцатые годы ХХ века) (рис. 7), а цилиндрическая, с двойным дном (для большей амортизации). Как истинный патриот, Гарнерен прикрепил к корзине французский флаг.


Гарнерен совершал прыжки во многих городах, в том числе и в Москве в 1802 г. Первыми парашютистками стали сестра и жена Гарнерена – Jeanne Garnerin (Lambrose) (в 1802 г. прыгала в Москве) и Elisa Garnerin (40 прыжков) (они прыгали в 1797-1835 гг.). 


На открытке с рекламой шоколада Lombart на переднем плане показан полет парашюта Гарнерена (рис. 8). Вдали можно увидеть аэростат и парашют. 
Хосе Мария Серт-и-Бадиа – каталонский художник-монументалист (21 декабря 1874 г. – 27 ноября 1945 г.), друг Сальвадора Дали. Как и у Дали, в его рисунках много фантазии. На картмаксимуме (рис. 9) из корзины теплового аэростата, наполняемого горячим дымом, прыгают люди с фалами. Можно увидеть еще двух парашютистов, спускающихся на оболочках. 

В коллекции автора есть почтовая карточка частной почты Нюрнберга, выпущенная в Германии в 1901 г. к народному празднику. Прыжок парашютиста с аэростата привлекает внимание гуляющей публики (рис. 10, 10а). 


В 1893 г. впервые в Германии прыгнула с парашютом с высоты 2000 м Кате Паулюс. Автору удалось ознакомиться с брошюрой о жизни К. Паулюс в музее авиации Ганновера. Известны почтовые открытки начала прошлого века, выполненные на основании снимков (рис. 11). Всего Паулюс совершила 147 прыжков. В 1909 г. она организовала в Берлине первое в Германии производство оболочек аэростатов и парашютов. На специальном гашении ФРГ (рис. 12) она показана сидящей на борту корзины аэростата, держа свернутый купол парашюта. 


Представление о будущем деревни Barbarien (в Альпах) в 1910 году показано на открытке 1902 г. (рис. 13, 13а). В окрестностях этого селения есть столб выветривания высотой 42,7 м, являющийся местной достопримечательностью. На открытке изображено, как с вершины столба люди спускаются по спиральному тросу. В воздухе аэростат. Некоторые прыгают со столба на парашюте. Для неудачных альпинистов внизу готов похоронный катафалк. Между тремя населенными пунктами совершает перелеты дирижабль. 


Почтовая карточка 1909 г. с рисунком из будущего района St. Pauli города Гамбурга. На земле видны радиобашня (наподобие Эйфелевой), подвесная железная дорога – а в небе дирижабли и аэростаты различных конструкций. Даже велосипед на аэростате! И, конечно, парашюты конструкции Гарнерена. Самолеты отсутствуют – они еще не стали воздушным транспортом (рис. 14). 


На открытке (рис. 15) показан прыжок Шарля Леру (Charles LeRoux) (1856-1889 гг.) – американского аэронавта и парашютиста, – на парашюте собственной конструкции. В 1889 г. во многих городах Российской империи, в том числе в Риге, он демонстрировал полеты на аэростате с последующими прыжками с парашютом. Леру трагически погиб 12 сентября 1889 г. в Ревеле (ныне Таллинне).

Юрий Голант

Вы здесь: Home Каталог Статьи Уголок коллекционера Воздухоплавание и парашют в филателии