Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

Школа пилотов «Пятый океан»

Второй год ведет активное обучение юных воздухоплавателей Кунгурская школа пилотов «Пятый океан». С какой целью была образованная школа для юных пилотов, и кто помог в ее создании. К чему стремятся и о чем мечтают курсанты неба. Обо всем этом нам поведал пилот–инструктор и идейный вдохновитель школы Андрей Вертипрахов.

Pilot training school “Fifth Ocean”
The school in Kungur carries out active education of young balloonist for the second year. What was the main goal and who helped in creation of the school? What do the students of the sky dream of and what do they strive for? About all this tells us Andrey Vertiprakhov, a pilot-instructor and ideological architect of the school.

Свежий ветер в переходном слое дует в лицо. Периодически пыхтит горелка, как русская печка в зимний вечер. Ветер под 30 км/ч. И уже не до маневров захода на цель. Миша держит горизонт – плюс-минус 30 метров, Слава, тыча пальцем в карту, определяет местоположение нашего аэростата, Никита ведет радиообмен с машиной подбора.

Сегодня у нас праздник – летим на НАШЕЙ новой оболочке «Школа пилотов «Пятый океан».

Почему «Пятый океан»? Мы долго выбирали название нашей школы. И методом мозгового штурма родилось это! Как известно, мы – ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ, мы плаваем по воздуху, а пятый океан – это НЕБО. Да и не зря на заре воздухоплавания якорь – знак моря, являлся символом аэронавтов.

Вот мы за облаками – солнце поднимает настроение, окружая ореолом радуги нашу тень на снежном покрывале облаков. Никита берется за горелку (его очередь): задача – выйти на центральную площадь. Необходимо сделать правый маневр наверху, выйти в нужную точку начала снижения и, пробив облака, с заданной вертикальной скоростью попасть в левый нижний воздушный поток.

(Второй год эти ребята осваивают азы пилотирования теплового аэростата. В апреле 2011 года была набрана первая группа новичков – курсантов. Воздухоплаватели Кунгура благодарны муниципалитету города за создание и финансирование детской школы пилотов по подготовке воздухоплавателей, выделение ставок инструкторам, приобретение транспорта (УАЗ «Фермер» и «Газель»), а самое главное – предоставление трех аэростатов, дело архиважное в обучении молодых пилотов-воздухоплавателей.)

Звуковой сигнал на вариометре подал «голос», увеличивая вертикальную скорость снижения до 3 м/с. Вот, так держать, хорошо – учитывай инертность аэростата – снижение должно быть управляемым. Видимости нет, ориентируемся по компьютеру, в который заложена карта местности и где в реальном времени можно посмотреть, где мы находимся, ребята то и дело смотрят вверх, любуясь новой оболочкой: трехтысячник – это супер! Теперь можно будет брать в полет по 4-5 человек, а не по два, как раньше. Они умеют рассчитывать полезную нагрузку на аэростат, в зависимости от давления, температуры, объема оболочки. Два раза в неделю по два часа они занимаются теорией. Изучают ребята аэростатику, метеорологию, конструкцию, навигацию, теорию полетов, работу в команде, особые случаи и т.д. А в выходные – на полеты, или моделирование на базе.

При подходе к нижней границе облачности уменьшаем вертикальную скорость до 0,5 м/с. «Так, спокойно, Никита, уменьшаем вертикальную скорость, а не переходим в набор. Видимость проясняется – слева площадь».

Красивая елка, ледяной городок, катушки. Муравейник маленьких человечков кипит, живет своей жизнью: каникулы, теплая погода, и вся детвора здесь. В городе знают, что администрация купила новую оболочку для школы пилотов (писали в газетах), но еще никто ее не видел. А тут вдруг из облаков спускается красавец! Ребята в корзине чувствуют себя просто героями, гордость за то, что они могут летать и управлять таким аппаратом обуревает их.

Быть в центре внимания, быть причастным к яркому событию в городе, такому, как «Небесная ярмарка», им нравится. Курсанты из школы пилотов работали в экипажах у немцев Марка Фридмана и Людмилы Самборской, у француза Ксавье Фора; они не просто работали, они стали одной командой – они подружились. И слова благодарности пилотов за работу ребят – «Они все знают, все делают правильно и четко» – ставят им отличную оценку за работу в команде по программе подготовки. Летную практику курсанты сдают в летнем палаточном лагере «Школа пилотов». Десять дней в живописном месте, в палатках, на берегу озера с ежедневными полетами на аэростате и парапланах, с конкурсами, викторинами и играми пролетают как один день…

Мы спускаемся все ниже и ниже. Вот уже видны лица детей, которые кричат нам и машут. Зависнуть над рекой Сылва и покрасоваться новым приобретением не получается – скорость 25 км/ч. Уходим вверх и определяем точку посадки в с. Плеханово.

Места кругом знакомые. Вот наша база, тут мы играем в футбол, вот «горнолыжка» (в этом году покататься так еще и не удалось), вот место, где резали иву, чтобы плести корзинки для моделей. Как красив наш город сверху!

Входим снова в облака, меняемся обязанностями. Слава встает за горелку, опять вверху поймать нужно правый, а внизу – левый ветер. Оболочка управляется легко – одно удовольствие пилотировать, спасибо Валерию Георгиевичу Латыпову за прекрасные ощущения, за хорошую работу предприятия «АэроНаТЦ» при изготовлении оболочки. Способов захода на цель (посадку) четыре. «Сегодня, Слава, отрабатываем «нижний заход» – определяй точку снижения».

Авторская программа «Мои крылья» была утверждена в 2004 году как программа дополнительного образования для детей с 14 до 18 лет по парапланерной и воздухоплавательной подготовке. Программа являлась факультативной, рассчитана была на 3 года обучения, и после её окончания дети получали только справки. Время прошло и ситуация изменилась, сейчас после окончания школы курсанты могут получить свидетельство пилота как по парапланерной подготовке, так и пилотированию свободного аэростата. Нормативная база приведена в соответствие со стандартами, материальная база на уровне (кроме аэростатов, школа имеет шесть парапланов, один тандем и лебедочный комплекс), инструкторский состав подготовлен. Самое главное – есть перспектива: после окончания школы попасть в сборную Пермского края и выступать на всероссийских и международных соревнованиях за счет финансирования Министерства физической культуры и спорта Пермского края.

Аэростат пошел на снижение, уже видим площадку для посадки. «Так, Слава, лови «точку снижения» и начинай её перемещать, как учили. Помнишь, что главное? Снижение должно быть УПРАВЛЯЕМЫМ! Так, хорошо, еще ниже подходи, не бойся земли, молодец. Скорость 25 км/ч., давай-ка я сам посажу аэростат, с этой скоростью будете садиться на третьем году обучения».

После каждого полета ребята с удовольствием закрашивают клеточки выполненных упражнений КУЛП для воздухоплавания, на огромной таблице, висящей на стене в классе. Так – выдерживание горизонта +/- 30 м, – клеточка, заданные вертикальные маневры до 3 м/с – клеточка, заход на посадку – клеточка, полет в зимних условиях – клеточка… Курс учебной летной подготовки (КУЛП) пришлось разработать самостоятельно, для воздухоплавания этого документа не существует.

Корзинка мягко тыкается в снег, команда подбора ставит её на дорогу – все, полет завершен. Оболочка нехотя обнимает асфальт, останавливая все машины, хвастаясь своей красотой перед зеваками. Ребята облепили её, укладывая в сумку. Пора домой, «мамочка».

Настроение замечательное, вспоминается наш гимн:


Мы юные пилоты, и вам нас не понять.
Встаем мы очень рано, ложимся поздно спать.
Мы формулы рисуем, их учим назубок.
Спокойствием рискуем, вот в небе ты, дружок.

Мы пятый, пятый покоряем океан
Девчонки и ребята, как соколы сапсан.
Парим мы в небе гордо, и нам все нипочем.
И лишь горелка звонко поет нам в унисон.


В статье описан один полет из жизни школы пилотов «Пятый океан». Ниже хочу предложить вниманию читателей журнала сочинение одного из курсантов.


Сочинение на тему «Что для меня школа пилотов»


Все началось в 2002 г., когда я впервые увидел воздушный шар* в небе.
Прошло несколько лет, и я продолжал наблюдать за шарами. Появилась мечта: хоть раз пролететь на воздушном шаре. И в один прекрасный день к нам в школу зашел Андрей Брониславович Вертипрахов с предложением записаться в секцию воздухоплавания. Недолго думая, в этот же вечер я пришел в школу пилотов, сдал все нужные документы и стал ждать первого полета.

И вот настал тот день! Было солнечно, дул прохладный ветер. Мы приехали на место старта, наполнили аэростат горячим воздухом. Он был очень красивый и большой. Еще совсем ничего не зная, меня посадили в корзину, объяснив правила безопасности. Продолжительность полета была приблизительно 40 минут, но эти 40 минут я, вряд ли забуду. Посадка была не из мягких, т.к. площадка была ограничена. После полета тренер спросил меня, хотелось бы мне продолжать заниматься. Но, несмотря на посадку, я не отказался от этого чудесного спорта. Как и всем, кто первый раз пролетел на воздушном шаре, мне не удалось избежать посвящения в воздухоплаватели.

Через некоторое время я научился управлять аэростатом, это оказалось тяжелее, чем я представлял. Прошло полгода, и я принял активное участие в ежегодном фестивале «Небесная ярмарка Урала», в качестве помощника. После «Небесной ярмарки» я поехал на соревнования с сыном нашего тренера. Там я познакомился со многими пилотами, спрашивал у них все, что было интересно. На данный момент у меня за плечами десять часов полета, и я не собираюсь на этом останавливаться, хочется поскорее получить пилотские права и приобрести свой собственный шар.

Я очень благодарен школе пилотов, я смог осуществить мечту своего детства и хоть чем-то занимать свое свободное время. На данный момент у школы пилотов появился новый шар, и почти каждые выходные у нас проходят полеты. Надеюсь, когда-нибудь я стану отличным пилотом, как наш тренер.


Слава Седых

[*] Воздушный шар – в данной статье речь идет о тепловом аэростате.

Вы здесь: Home Статьи Воздухоплаватель знакомит Школа пилотов «Пятый океан»