Чемпионат мира: продолжение разговора вне времени и пространства
Мероприятие в Баттл-Крик осталось уже в прошлом, мнения российской сборной были высказаны в предыдущем номере журнала «Воздухоплаватель». Но что же думают люди, которые не только участвовали, но и создавали это грандиозное мероприятие? Другие точки зрения на Двадцатый Чемпионат мира 2012 года.
WORLD CHAMPIONSHIP: CONTINUATION OF A CONVERSATION OUT OF TIME AND SPACE
The event in Battle Creek has remained in the past, the views of the Russian team were expressed in the last issue of our magazine. But what do people think, that not only participated, but also took part in preparation of this great event? Other points of view on the 20th FAI World Championship.
Если разделить целое на части, то главное воздухоплавательное первенство планеты выглядело бы так: Чемпионат мира = пилоты и их команды + спортивный директор и его помощники + команда измерителей и обсерверов + команда организаторов, многочисленные волонтеры и просто местные жители.
Думаю, никто не будет спорить, что воссоздать картину ярче, чем это делают очевидцы, невозможно. Поэтому я обратилась к спортивному директору Чемпионата – Дэвиду Левину, обсерверу из Канады – Руфь Форд, американскому пилоту – Пату Рольфе, шефу наземной команды аэростата «АэроНаТЦ» – Александру Маврину и американскому землевладельцу испанского происхождения Биллу Миллеру с просьбой об интернет-интервью.
Все-таки удивительная штука Интернет. С ним наша и так-то сравнительно небольшая планета становится совсем миниатюрной, и для того, чтобы поговорить с человеком с обратной стороны Земли, нужно всего лишь нажать несколько клавиш: включить скайп или отправить письмо… Потом несколько дней в ожидании ответов, небольшие «трудности» перевода (и извинения за мой несовершенный английский) и итог – несколько взглядов на чемпионат, причем с совершенно разных сторон.
Со стороны спортивного директора, хорошо известного воздухоплавателям Дэвида Левина
– Дэвид, чем 20 Чемпионат мира отличался от предыдущих мировых первенств?
– Это был первый Чемпионат мира, который проводился одновременно с обсерверами и логгерами. Это дало мне более широкий выбор для создания заданий и их комбинаций. Это также дало более широкие возможности для подсчетов результатов. Мы могли делать виртуальные задания – такие, как «3D-бублик», или работать на земле с заданием «прилет», где обсервер должен получить предыдущий маркер. Мы можем делать задания с попаданием маркером в зону области измерений (MMA) на все цели с регистрацией результатов за пределами области измерений с помощью логгеров. Это было хорошее сочетание старых и новых методов подсчета.
– Мы оценили очень высокий уровень мероприятия. Что, на Ваш взгляд, было самым сложным в его организации?
– Хотя предстояло много работы, организовать Чемпионат мира в Баттл-Крик было несложно. У нас имелся организационный комитет, в котором состояли представители организаторов, от Федерации воздухоплавания Америки и от органов власти. Мы собрались за год до этого события, и потом встречались каждый месяц, так что у нас было много времени и людей, чтобы решить все проблемы. Единственная проблема возникла в связи с особенностями японских сертификатов пилотов. К счастью, мы смогли уладить вопрос.
– Вы много раз были и участником, и директором международных соревнований. Что Вам нравится больше?
– Мне нравятся оба направления: и работа спортивного директора, и участие в соревнованиях в качестве спортсмена. Однако участие в соревнованиях – это удовлетворение только для меня и моей команды. А работа спортивного директора – это удовлетворение для всех спортсменов. После двадцати трех лет соревнований я получаю огромное удовольствие от хорошей работы на чемпионате, где все спортсмены удовлетворены. Мне также нравится работать в одной команде с представителями органов власти в процессе подготовке соревнований.
– Какими качествами должен обладать спортсмен, участвующий в соревнованиях мирового уровня?
– Во-первых, спортсмен должен быть очень опытным пилотом, чтобы фактический полет на тепловом аэростате не стал для него проблемой. Полет должен быть второй природой пилота, чтобы он не беспокоился о своем аэростате и был в состоянии сосредоточиться на других задачах и других аэростатах, находящихся в воздухе. Во-вторых, спортсмен должен быть хорошо организован. Знать свое оборудование и приборы, использование которых в спортивной борьбе является критичным. Организация цели, задачи, GPS, компьютеры, бумажные карты, экипаж, радио, и т.д. и т.п. – список может быть огромным. В-третьих, спортсмен должен иметь глубокие знания правил. Он не должен искать правило в середине полета. В-четвертых, претенденты должны хорошо разбираться в микрометеорологии и в том, как она влияет на планирование полета. Наконец, участник должен иметь хороший экипаж и эффективно работать с ним. В современной конкуренции тепловых аэростатов пилот не может делать все сам. Должен быть хороший начальник экипажа, который разбирается в правилах и сфере полетов. Экипаж должен быть в состоянии подготовить и поставить тепловой аэростат так, чтобы пилот мог сосредоточиться на планировании полетов.
– Есть такая русская поговорка: «дома и стены помогают». Что, на Ваш взгляд, кроме «стен» повлияло на результат команды Америки?
– Конечно, дома соревноваться легче. Карты больше знакомы, и с местными жителями договариваться проще. Бывает, трудно получить разрешение на старт, если вы не говорите на местном языке.
– Как Вы оцениваете выступление команды России?
– Очевидно, что достижения сборной не были большими. Только два спортсмена в верхней половине таблицы, и только один из топ-25%. Я не знаю русских пилотов хорошо, но я могу сказать, что Сергей Латыпов является отличным спортсменом, который должен иметь хорошие результаты. Я ожидаю однажды увидеть его на подиуме.
Еще три вопроса совершенно не касались Чемпионата, но мистер Левин любезно ответил и на них.
– Я знаю, что Вы выиграли чемпионаты мира и для тепловых, и для газовых аэростатов. Какой аэростат Вам интереснее пилотировать: тепловой или газовый?
– Полет на тепловом аэростате на соревнованиях является более интересным, чем на газовом, потому что полет короче, и в одном соревновании полетов много. Тем не менее, летать на газовом аэростате на соревнованиях надо более точно – это реальный вызов, и я также получал удовольствие на тех чемпионатах.
– Я прочитала в сети фразу, автором которой считают Вас: «я перестану соревноваться только тогда, когда не смогу залезть в корзину». Вы еще участвуете в соревнованиях как спортсмен, или только как директор?
– У меня нет планов участия в соревнованиях снова, и я не буду работать директором много, но я намерен продолжить летать на аэростатах. Мне шестьдесят четыре года, и я только что купил новый аэростат. У меня есть несколько аэростатов, и я буду летать на них всякий раз, когда я могу. Мне также нравится парапланеризм.
– У Вас большой опыт спортсмена и директора. Есть ли Ваши книги по воздухоплавательному спорту? Я могу их почитать?
– Извините, что я не написал ни одной книги. Люди часто говорят мне, что я должен написать обо всех моих приключениях, но я слишком занят полетами и путешествиями, чтобы написать книгу. Мне нужен «литературный раб».
– Вы могли бы приехать в Россию в качестве спортивного директора соревнований?
– Конечно. Почему бы и нет! С нетерпением жду вашей статьи, если она будет доступна на английском языке. Удачи в вашей деятельности в воздухоплавании, и я надеюсь встретиться с вами когда-нибудь в будущем.
Со стороны обсервера Руфь Форд, Канада
– Руфь, Вам понравился 20-й Чемпионат мира? Он отличается от других соревнований?
– Спасибо за возможность высказаться. Это было сказочно – увидеть сотню тепловых аэростатов в небе одновременно. Это высокий уровень мастерства в выполнении задач, поэтому так интересно было смотреть. Было очень интересно встретить команды тепловых аэростатов, представляющие разные страны, и посмотреть, как они подходят к соревнованиям. Некоторые из них были спокойными и шутили по поводу конкуренции, в то время как другие были напряжены и агрессивны. Было также интересно встретить семейные команды (ведь маленькие дети станут взрослыми, и это – будущее воздухоплавания).
– Спортивное мероприятие, безусловно, прошло на очень высоком уровне. Вы работали обсервером, что было наиболее трудным в Вашей работе?
– У нас было два дня, когда большинство пилотов выбрали одну и ту же цель на пересечении дорог, это вызвало заторы машин. Обсерверам время от времени приходилось ждать, чтобы измерить координаты по GPS, а также очень поторапливаться, чтобы получить доступ к цели и сделать свою работу, а затем быстро отойти, потому что снова без остановки сюда падали маркеры! Там был шум и толкотня в эти дни. А еще зона измерения 90 метров, плюс кукурузное поле, создавали проблемы для поиска маркеров в сумерках!
– На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать пилот, который участвует в соревнованиях мирового уровня?
– На мой взгляд, пилотам необходимо понимание параметров задачи, умение читать топографические карты, а также карты погоды и прогнозы изменения направления ветра. Это необходимость понимания «что к чему» и способность определить и прогнозировать места падения маркеров и посадок, что приведет к быстрому и легкому нахождению маркеров, а также подбору тепловых аэростатов. (Иногда узкие извилистые дороги и затрудненное движение приводили к длительному времени поиска.)
– Об этом я не могу не спросить: как Вы оцениваете исполнение русских пилотов в этом Чемпионате?
– Я могу только прокомментировать работу команды Андрея Кулькова. Я очень впечатлена тем, какой спокойной и точной была эта команда. Они спланировали полет и затем хорошо его выполнили. Я была впечатлена мастерством пилота. Имея только самое основное оборудование, он выполнил все задачи очень хорошо. Он бросил свой маркер, когда его отнесло от траектории полета, но он четко знал это место и вел нас, чтобы мы могли быстро его найти. Он использовал хорошую стратегию, чтобы преодолеть эту небольшую проблему и продолжить выполнять свои задачи, чтобы получить максимальное количество очков. (В отличие от пилотов, оснащенных всевозможными электронными приборами для постоянного мониторинга, и обсерверы должны были просто бегать... но потом передумали в последний момент!)
Со стороны наземного экипажа Александр Маврин, Россия
– Саша, бывал ли раньше на международных соревнованиях, если да, что чем 20-й Чемпионат мира от них отличается?
– Опыт участия в международных соревнованиях невелик: Чемпионат Европы 2011 (Лерида, Испания) и 20-й Чемпионат Мира 2012 (Баттл-Крик, США). Основные отличия – масштабы мероприятий, атмосфера и стиль проведения.
– Что запомнилось? Что поразило? Что понравилось и что не понравилось?
– Запомнилось всё, не сомневайся. Уровень волонтерской помощи, начиная от регулировки на парковке и заканчивая заправкой газом – это было ярким примером популярности воздухоплавательного вида спорта; уровень, к которому стоит стремиться.
– Сложно ли работать в наземной команде? Каково ключевое качество человека, который руководит наземным экипажем?
– Какая же тут сложность, когда за горелкой – Пилот, за рулём – Водитель, а в золотых резиновых сапогах – Почта. Главное – дать возможность каждому делать своё дело, не отвлекаясь на мелочи. А мелочей много.
– Полетать хотелось?
– Так я и полетал в первом свободном полёте. Ветер не дал возможности пролететь всю карту, поэтому приземлились у нашей гостиницы. Однако представление о нагруженном лесом, кукурузой, повсеместными частными домовладениями районе соревнований со своеобразным рельефом, а, следовательно, и локальным ветром, сложилось. А летать на соревнованиях – это удел пилота-спортсмена.
– Саша, что, на твой взгляд, нужно нашей сборной, чтобы выигрывать?
– Берём условия, когда все 4 пилота (плюс резерв) и руководители наземных команд в совершенстве владеют навигационными программами, знают английский язык на достаточном уровне, летают на матчасти, позволяющей активно ходить по высотам в течение двух часов полета. Когда есть метеоролог и его помощник, занятые исключительно замерами и передающие только голые цифры. Когда есть возможность участия всех вышеперечисленных не только на учебно-тренировочных полётах и в российских мероприятиях, но и в зарубежных соревнованиях в неизменном составе, чтобы выработались навыки общения, понимание единой стратегии. Вот тогда, в результате многолетней практики и благодаря накопленному опыту, СРР каждого из четырех спортсменов будет не менее 800 очков. Ну, а вопрос об источниках финансирования… оставлю открытым.
Со стороны пилота фиесты Пат Рольфе, США
– Пат, тебе понравился Чемпионат?
– Да, мне очень понравилось принимать участие в 20-м Всемирном Чемпионате по воздухоплавательному спорту. В Баттл-Крик я летал 14 раз в течение 10 дней. Мой родной город в четвертый раз принимает соревнования. В первый раз мы принимали их в 1981 году, и я был просто зрителем. После 1981 года несколько человек в Баттл-Крик купили тепловые аэростаты. В 1985 году мы во второй раз принимали чемпионат, я был уже членом экипажа в одной из команд. В 1995 году я стал старшим экипажа аэростата, а в 2012 году я полетел на своем собственном аэростате в группе Fiesta.
– Я знаю, что у пилотов Фиесты тоже были свои спортивные задания, это было интересно?
– Пилоты Фиесты должны быть очень серьезны, понимать и выполнять большой список правил, чтобы ничего не пропустить и хорошо работать над заданиями. Тепловые аэростаты в программе Фиесты в основном были заняты организацией полетов для представителей средств массовой информации и гостей чемпионата. Но они также имели свои собственные задания – как правило, это «заяц и собака» или сброс маркеров на цель.
– Пат, на твой взгляд, какими качествами должен обладать пилот, чтобы выступать на соревнованиях мирового уровня?
– Спортсмен должен разбираться в оборудовании своего аэростата и уметь летать на пределе возможности. Он должен быть знаком со всеми правилами и различными типами задач, которые могут быть даны, он должен понимать, как использовать все новые технологии, GPS, смартфоны, сайты прогноза погоды, компьютер и электронные карты, и он должен очень хорошо понимать погоду, знать все о ветре на различных высотах. Рад был услышать тебя!
Со стороны землевладельца Билл Миллер, США
– Билл, как это, когда с твоего чудесного, десятилетиями создаваемого газона, стартует аэростат?
– Я получил удовольствие: мне предстоял скучный день, а он оказался таким волнующим! Я видел запуск аэростата. Вы – хорошая компания. Я думал о вас и понял, что надо сделать, чтобы победить. Я всегда смотрел на полеты, но никогда не обращал особого внимания на правила. Теперь я рад, что смог вам помочь. Было приятно смотреть на то, как вы все, ребята и дамы, весело проводите время. Знаешь, у меня есть друг, который владеет аэростатом в виде «сахарного мишки», я надеюсь, что он возьмет меня полетать… Счастливых полетов! Скажи всем, что я был рад помочь!
Крайнее интервью (у воздухоплавателей не принято говорить «последнее») стало самым коротким, но оно удивительно точно отражает отношение большинства жителей этого сравнительно небольшого городка (в Баттл-Крик всего 50 тысяч населения) к воздухоплавательным соревнованиям. Радушие, желание понять и помочь, и искреннее уважение к людям, которые покоряют небо. Это приятно. Так что – я лично не прочь поехать к ним снова!
Юлия Селезнева