Международная неделя воздушных шаров в Филцмоосе

ФилцмоосЕжегодно в январе небо над австрийским курортом Филцмоос расцвечивает яркими оболочками аэростатов: проходит международная неделя воздушных шаров. Российский пилот Сергей Латыпов, принимавший в ней участие, делится впечатлениями и рассказывает об особенностях полетов в Альпах – горы есть горы, и летать над ними порой очень непросто…

Annual every January the sky over the Austrian health resort Filzmoos is colored with bright gas-bags because there is the International Hot-Air Baloon Week. A Russian pilot Sergey Latypov who took part in it tells about his impressions and about a kind of flying in the Alps – mountains are mountains and it is sometimes not easy to fly above them…

С 8 по 15 января 2011 года в Австрии на курорте Филцмоос (Filzmoos) проходила Международная неделя воздушных шаров. Это мероприятие открыто для пилотов всех стран и традиционно проводится в январе, начиная с 1980 года. Проезд, проживание, еда, карты местности, газ – все за свой счет. А остальное – снег, горы, свежий воздух, прекрасное настроение, радушие местного населения – бесплатно. 

Мой товарищ Александр Бутко и я решили с друзьями отправиться в Филцмоос. Хозяин нашей гостиницы сделал нам скидку на 25% платы за проживание. Из окна своего номера мы сразу вывесили российский флаг, что понравилось австрийцам и воздухоплавателям из других стран. Наш патриотизм мы еще подкрепили и тем, что украсили прицеп баннером с изображением Эльбруса. 
В 2011 году на воздухоплавательный праздник в Филцмоос приехало около двух десятков экипажей из Австрии, Германии, Нидерландов и России. Мы взяли с собой две оболочки (от аэростатов «Цветной» и «Аэронатц-3000») и один «низ» – корзину. Надо сразу сказать, что иностранные пилоты хорошо знают район полетов и его метеорологические особенности, отлично осведомлены о воздушном праве. Особенно мне понравился как специалист шведский пилот Ян Балкедал.


Два основных фактора, привлекающих воздухоплавателей в Филцмоосе – сложный ветер от окружающих гор и возможность стартовать прямо из центра городка. Собственно, сам Филцмоос – это небольшой горнолыжный курорт, расположенный на высоте около 1000 м в 70 км к югу от Зальцбурга. Он входит в состав всемирно известного австрийского спортивного центра Амадэ (Amade). Зимой, когда начинается горнолыжный сезон, обилие всевозможных праздничных мероприятий и фестивалей, великолепные маркированные трассы, комфортная обстановка превращают его в настоящее густонаселенное снежное царство. 
Горнолыжный сезон в Филцмоосе начинается в декабре и заканчивается, как правило, в первых числах марта. В этот период Филцмоос предоставляет своим отдыхающим множество спортивных и развлекательных услуг. (Интересно, что более 70% площади этого «снежного царства» обрабатываются системами искусственного оснежения.) 
Нас поразило то, что здесь все организовано в одном месте: и беговые дорожки, и горные лыжные трассы, и конные и пешие прогулки, и походы на снегоступах по живописным горам. Зона катания, расположенная на высоте от 1050 до 1600 метров, включает в себя 12 км маркированных трасс, среди которых есть сложные трассы, среднего и начального уровня подготовки. Все-таки, по сравнению, например, с Домбаем, перепады высот здесь небольшие. 
На территории курорта есть и закрытый бассейн с солярием и сауной, и площадки для сквоша, и теннисные корты. Отдыхающие регулярно соревнуются в метании айсштоков. Для любителей сноубординга имеется фан-парк, есть даже санная трасса, предназначенная в том числе и для ночного катания. Обслуживают трассы восемь подъемников. Рассказывают, что здесь есть еще одно увлекательное и азартное зрелище, организуемое для посетителей курорта Филцмоос: ледолазание по застывшему местному водопаду. 
Но вернемся к Международной неделе воздушных шаров. Это событие привлекает тысячи зрителей, что неудивительно. Разноцветные воздушные шары, разложенные на белоснежном поле посреди Филцмооса, наполняются горячим воздухом и взлетают в синее небо. Это почти магическое зрелище. А если кому из зрителей повезет, то он имеет уникальную возможность подняться на воздушном шаре и увидеть, насколько прекрасна эта часть горной Австрии. 
Филцмоос – очень удачное место для полетов – только вот долина, откуда стартуют аэростаты, очень узкая. После полетов мы всегда отправлялись кататься на горных лыжах. 
Здесь, на воздухоплавательном празднике, все так четко спланировано, что полет – одно удовольствие! Каждый знает свой маневр, свое место. Мы выполнили четыре полета, из них три – солнечные, но ветреные. Полеты совершались только в дневное время. Нас, пилотов, очень сильно выручало то, что здесь развита сеть дорог. Группа сопровождения до места посадки добиралась без труда. Правда, и мы старались приземлиться как можно ближе к дороге. Выручали вебкамеры, установленные в долине. С их помощью мы узнавали погоду в режиме «он-лайн» и планировали свой полет. (Рядом с курортом находится гора Дахштейн, ее высота около 3,5 км. На горе – вечный ледник. В полетах мы мысленно соизмеряли свою высоту с высотой горы.) 
В первый полет, из предосторожности мы взяли газа с избытком - пять баллонов. Всего по траектории мы пролетели километров 70, а по прямой – около 50 км. Трудно передать впечатление: летишь по одному склону – ярко светит солнце, по другому склону – уже сумерки. Скорость ветра тоже очень различается: на высоте – 40  км/ч, на уровне вершин – 15 км/ч. 
Планировали полеты таким образом, чтобы они были безопасными. Но ни в одной книге не вычитаешь того, что дает личный опыт. Так, в первом полете мы взлетели, но через некоторое время испытали кислородное голодание. У нас было необходимое оборудование, но на последствия кислородного голодания при взлете внимания не обратили, даже кислород не взяли в полет. На высоте 4800 метров я почувствовал легкое головокружение и покалывание в руках. При спуске до 3500 метров дискомфорт исчезал. Свое состояние я приписал тому, что был за рулем в пути около трех тысяч километров, устал, акклиматизацию толком не прошел. Мы почти сразу полетели. 
В очередном полете мы решили пройти на аэростате вблизи вершин. Взлетели с солнечной стороны склона, к «диким» горам подлетели достаточно близко, около 50 метров! На наше счастье, ветер был слабым. Получили много эмоций и массу впечатлений, на вершине горы сфотографировали тень нашего аэростата. В горах столкнулись с местным закрученным движением воздуха, называемым «ротор». С этим «ротором» мы играли: позволяли стихии поупражняться с нашим аэростатом, подсосать аэростат, потом выходили из этой карусели и поднимались на высоту, снова входили в «ротор» и так несколько раз. 
В четвертом полете ветер дул от горы. Скорость его не превышала 15 м/сек. Ради получения эмоций и качественных снимков стартовали поближе к горе. Летели вдоль склона и ловили «роторы». (В момент засасывания аэростата «ротором» его скорость увеличивается чуть ли не в два раза!) «Ротор» поворачивал тепловой аэростат на 90°. Но мы отслеживали ситуацию, решения принимали взвешенные. Русское «авось» здесь не пройдет, решение, как минимум, трижды было выверено. 
Однажды в горах мы сделали промежуточную посадку: приземлились после полета, постояли с наполненной оболочкой и снова поднялись в воздух. Тогда мы летали достаточно долго. 
Каждый наш полет продолжался не менее двух-трех часов. Потом в Альпы пришло аномальное тепло, снег начал таять и полеты закончились. Тогда началось «стояние» и «свечение» аэростатов. Эти мероприятия здесь называют Ночь Воздушных Шаров, и она считается главным событием воздухоплавательного фестиваля. В один из вечеров аэростаты наполнялись воздухом прямо на узких улицах Филцмооса.


Но мне понравилось другое событие. 12 января был детский праздник воздушных шаров. Со всей Австрии привезли около 600 детей. Помимо того, что их развлекали клоуны, малышам позволяли лазить по корзинам аэростатов, заходить в оболочку – так их знакомили с устройством тепловых аэростатов. Очень порадовало то, как австрийцы бережно относятся к детям – своему будущему. 
Для себя я сделал вывод: главное для воздухоплавателя при полетах в горах – не допустить экстремальной ситуации. Ведь летишь сначала по солнечному склону, через 30 минут – уже по затемненному склону. Солнце в горах быстро садится. Очень важно учитывать метеообстановку. В том числе надо просмотреть и записи веб-камер. Если что-то на базе забыл, то рискуешь вообще не взлететь. Очень важны при организации полетов в горах техническая и теоретическая подготовка воздухоплавателя, его умение делать расчет полета с учетом местных особенностей. 
Оказывается, здесь взлетать лучше всего летом в 8-9 часов утра, а зимой – в 9-10 часов. Именно в этом случае можно увидеть красоты Альп в дневном свете, да и приземлиться засветло. В горах в течение получаса ветер может поменять свое направление на 180°. Солнце нагревает один склон, потом другой. Из-за этого соответственно и ветер меняется. Главное правило при пересечении вершин при слабых ветрах – уходить на высоту. Надо считать так, чтобы пересекать вершину на высоте (до низа корзины), равной половине высоте горы. В этом случае «ротор» сильно не засасывает. 
Приземляться желательно в долине Гассау (20 км от Филцмооса) – тогда можно без проблем добраться до места проживания и успеть налюбоваться альпийской природой. Желательно-то желательно… Однако заходить на посадку в узкую долину с высоты 4 км сложно: может снести на гору, ветер и сильный, и разный. Однажды мы наблюдали ветер и в 72 км/ч. Делали поправку на снос ветра, а спуск осуществляли со скоростью 5 м/с. На высоте 200 метров спуск вообще замедлили. Спускались достаточно долго, но зато без происшествий. 
Словом, впечатлений осталась масса, и все они, без сомнения, только позитивные. Но еще более ценен для нас опыт, полученный при полетах в горах.

Сергей Латыпов

 

 

 

Вы здесь: Home Каталог Статьи Летающая Россия Международная неделя воздушных шаров в Филцмоосе