Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

Испытание комплекса привязного аэростата «Гепард»

В конце 2009 года на полигоне Воздухоплавательного испытательного центра города Вольска прошли испытания комплекса привязного аэростата «Гепард». 13 градусов мороза, высокая влажность, сильный боковой ветер, меняющий направление, низкая облачность, сильный снегопад – не самые подходящие условия для работы. Но все же программа испытаний была успешно выполнена.
On the training area of aeronautical experimentation centre in Volsk there was tested a complex of a captive balloon «Cheetah» at the end of 2009. 13 degrees below zero, high humidity, strong sidewind changing its direction, low cloud cover, heavy snow showers are not the best working conditions. But nevertheless a testing program was achieved.

В конце 2009 г. ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» совместно с предприятиями-соисполнителями и при участии специалистов Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ провели предварительные испытания комплекса привязного аэростата «Гепард» на полигоне Воздухоплавательного испытательного центра (г. Вольск).

Наполнение оболочки началось 7 декабря. Условия газонаполнения, мягко говоря, были спартанскими. Буквально накануне наступила настоящая морозная зима, температура снизилась до –13 градусов, при этом влажность была почти 100% (рядом находилась ещё не замёрзшая Волга). При ясном небе сверху падали снежные хлопья — конденсат. Подъемную команду пробирало до костей.
Мы расположились на позиции ещё затемно, развернули причальное устройство — огромную «вилку», на которую садится аэростат, подключили питание. Исходя из направления ветра, разложили брезент. Выложили оболочку и начали её снаряжать (клапана, привязной и маневровый такелаж, носовое усиление и т.п.). Тем временем ветер усилился до 5 м/с и стал менять свое направление. Малейшее промедление могло сорвать всё наполнение, так как при боковом ветре более 5 м/с удержать оболочку таких объемов было бы практически невозможно.
Само наполнение длилось около 40 минут. При таком морозе и ветре держать оболочку было очень тяжело. Но вот подача газа закончилась, и теперь шумел только вентилятор, наполняя воздухом баллонет. Наконец морщины на оболочке стали исчезать, оперение выпрямилось и надулось. Давление в оболочке достигло штатной величины, аппарат перевели на удерживающее устройство – привязной аэростат был готов к испытанию.
Многофункциональный комплекс привязного аэростата «Гепард» предназначен для обеспечения работы различной полезной нагрузки массой 150-300 кг на рабочих высотах до 1500 м, в широком диапазоне погодных условий, при скорости ветра до 25 м/с. В состав рассматриваемого варианта комплекса, помимо привязного аэростата, входят: мобильное удерживающее аэростатное устройство, имеющее флюгирующую платформу; синтетический канат-кабель, предназначенный как для удержания аэростата на высоте, так и передачи на борт электроэнергии мощностью 3 кВт; электрическая аэростатная лебедка; система электроснабжения привязного аэростата, преобразующая трехфазное напряжение 380 В переменного тока в 1000 В постоянного.

Несколько подробнее расскажем об аэростате. Его раскройный объем оболочки равен 1200 м3, максимальный объем баллонета составляет 40% от раскройного объема оболочки. Аэростат снабжен автоматической системой поддержания избыточного давления, использующей электровентиляторы для наполнения баллонета воздухом.

На удерживающем устройстве аэростат закреплен с помощью такелажа механизации, при этом кормовые стропы притягивают оболочку к пневматическим опорам. При подъеме на рабочую высоту вначале включаются лебедки механизации, носовой конус выходит из причального замка, и аэростат поднимается на трех стропах механизации. Далее аэростат переводится на канат-кабель, и в работу включается аэростатная лебедка. После выхода на рабочую высоту и включения электропитания электрический ток, через внутренние токопроводящие жилы канат-кабеля и бортовой преобразователь, понижающий высокое напряжение до 27 В постоянного тока, подается на бортовое оборудование и полезную нагрузку. Во время подъема-спуска оборудование и полезная нагрузка запитываются от аккумулятора.

Испытания проводились при температурах от -4 до -28°С. В некоторые дни скорость ветра на высоте достигала 18 м/с, но аэростат с весовым макетом нагрузки вёл себя очень стабильно и имел небольшой снос. В ходе испытаний часто отмечалась низкая облачность и выпадение значительных осадков в виде снега. В последние дни испытаний морозы уже ослабели, но зато прошли мощные снегопады – иногда на хребте оболочки скапливались целые сугробы!

Однако для испытателей это было не страшно. Для счистки снега было изготовлено что-то типа огромной гибкой щётки — верёвка, обмотанная лохматой ветошью. Перекинув эту «щетку» через оболочку и двигая туда-сюда, номера наземной команды шли вдоль оболочки аэростата и сбрасывали снег. Порой вниз сходили целые лавины. Если снега было много, то для приведения в движения этого «устройства» требовалось поставить по два человека на каждый конец верёвки. Остатки снега сдувало с оболочки при подъёме аэростата на высоту. Иногда, приглядевшись, можно было заметить в небе белёсый шлейф снега, тянущийся за аэростатом.

При всех подъемах аэростат устойчиво набирал высоту и оставался стабильно устойчивым при любых значениях скорости ветра. При нахождении на рабочей высоте параметры сноса и балансировочные характеристики соответствовали расчетным. Автоматическая система поддержания избыточного давления работала в штатном режиме.
Из-за низких температур на высоте стояния аэростата приходилось отогревать топливные баки генераторов, снабжающих комплекс электроэнергией, чтобы дизели не встали.

Было установлено, что на протяжении 15 суток непрерывной эксплуатации без подполнения газом, аэростат может осуществлять неоднократные подъемы на высоту 800 м и безопасные спуски с этой высоты габаритно-массового макета массой 205 кг, что соответствует требованиям технического задания. Также обеспечивается возможность длительной стоянки аэростата на рабочей высоте.

Под конец испытаний погода смилостивилась. «Расснаряжение» аэростата происходило при ясной солнечной погоде и лёгком морозце. Нас радовало, что программа испытаний была успешно выполнена. В ходе испытаний подтвердились заявленные эксплуатационные характеристики привязного аэростата и других составных частей комплекса. Дополнительно испытатели отработали технические мероприятия по удалению снега с поверхности таких сравнительно больших по объему аэростатов, как «Гепард».
Павел Пономарев, Юрий Щербаков

Вы здесь: Home Статьи Привязные аэростаты Испытание комплекса привязного аэростата «Гепард»