Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

Урал в Альпаx

Ночное свечение аэростатовЕжегодно в Альпах проходит воздухоплавательное мероприятие под названием BP Gas Balloon Trophy. В январе 2013 года объединенная команда Урала, состоящая из пилота Станислава Алексина и штурманов Игоря Старкова и Андрея Вертипрахова, участвовала в этих соревнованиях. Рассказ экипажа бронзового призера.

Urals in Alps
Andret Vertiprakhov, Ihor Starkov
Every year in the Alps they have a balloon event, named “BP Gas Balloon Trophy”. A joint team of Urals, consisting of pilot Stanislav Aleksin and navigators Ihor Starkov and Andrey Vertiprakhov took part in this event in January 2013. The story from bronze prize-winner crew.

Каждый год в Австрии проходят полеты на дальность в горах Альп. В этом году нам выпала честь участвовать в 34-м International BP-Gas Balloon Trophy, который проходил с 12 по 19 января 2013 года, в небольшом городе Австрии – Филцмоосе (Filzmoos). Директором мероприятия был Markus Gruber. Ограниченное количество участников (40 экипажей) в мероприятии затрудняет возможность принять участие всем желающим. Но благодаря пилоту Андрею Денисенко, который участвует в данном мероприятии уже девять лет, в этом году Россию удалось представить двумя экипажами.

Главное условие для участия в полетах – это объем оболочки (не менее 3000 м3) и опыт полетов в горах. Объединенный экипаж с Урала состоял из пилота Станислава Алексина (г. Екатеринбург) с тепловым аэростатом «Three kings», объем оболочки 4000 м3, и опытных штурманов – пилота Игоря Старкова (г. Пермь), пилота Андрея Вертипрахова (г. Кунгур) и члена команды Евгения Лиходца (г. Екатеринбург). К нашему экипажу примкнули ребята из Москвы – это Ренат и Маша Аляутдиновы. (Выражаем огромную благодарность А.Денисенко – за помощь в оформлении всех необходимых документов!)
К поездке начали готовиться заранее, Станислав пошил новую оболочку, купил корзину и горелку, а также нам сделали прицеп по спецзаказу. И в назначенный день и час отправились в путь. Преодолев 4000 км, 12 января мы прибыли в Австрию.
Программа, как и на всех европейских мероприятиях, была очень скромной: регистрация, брифинг. С одной стороны, все очень демократично, с другой – пилоты, летающие в таких условиях, должны быть профессионалами в своем деле. Сложность полета в горах заключается в следующем: при тщательном изучении метеопрогноза необходимо правильно рассчитать маршрут с учетом площадок для посадки между хребтами гор в низинах, интервалы могут составлять 30, 40, а то и 100 км. В таких условиях своевременное принятие решения о месте посадки является успехом и залогом безопасности выполнения полета, а также возможности подбора. Опасность полетов в горах – возможность попасть в динамические восходящие или нисходящие потоки и зоны турбулентности. Формула определения высоты пролета над верхней точкой проста: необходимо скорость полета умножить на 10. Полеты проходят преимущественно в облаках, а значит, навигация и связь должны быть на уровне. (За все время мероприятия состоялось только 2 полета, все остальное время была непогода.)
О первом состоявшемся полете рассказывает А.Вертипрахов.

13 числа (в воскресенье) состоялся первый полет, в котором я полетел со Стасом на разведку. Наша задача состояла в том, чтобы осмотреться, адаптироваться и выяснить всю ситуацию на месте. На тот момент мы даже не задумывались, что есть какой-то спорт, да и это здесь не главное – важнее безопасные полеты, для души. (Свои результаты мы узнали только в конце мероприятия…) По сложившимся обстоятельствам в этот полет мы могли взять с собой только 3 баллона с газом, и экипаж состоял из 2-х человек. Скорость ветра 40 к/ч; высота верхней точки горы, над которой мы пролетели, была 6800 футов (2073 метра). Красота неописуемая – когда огромные аэростаты взлетают в заснеженных горах, это великолепнейшее зрелище. Летели рядом с другим российским экипажем, связь держали по рации. Пролетели потрясающее место под названием «мертвое плато». Это ровная площадка с отвесными стенами по окружности, к которой нет дорог. На этой площадке стоит база, солнечная батарея, и есть подъемники – место для любителей экстрима. Очень интересная зона в самом центре гор!

Максимальная высота в нашем полете задержалась на отметке 4400 метров, на этой высоте мы находились около часа без использования кислородного оборудования – даже начали получать от этого определенное удовольствие!

Маршрут был просчитан в соответствии с количеством газа в баллонах. Пока шли над хребтом, все было замечательно, далее ушли за облака — и весь остальной полет был по снежному покрывалу с торчащими то тут, то там вершинками. В расчетной точке начали снижение, пропуская в облаках под собой хребет. Когда вышли в низину, то увидели дороги, населенные пункты; чуть перелетев, поймали обратный ветер, и для посадки без труда выбрали удобное поле. Наземная команда приняла нас «на ручки» – КРАСОТА!

Посадку произвели за 44 километра от точки старта. Полет получился удивительный, замечательный, красивый. Для себя мы поняли – можем летать в горах, т.к. все отлажено, все системы работают хорошо, и наземная команда у нас профессиональная. В горах летать нужно только сплоченной, дружной, профессиональной командой.

О втором состоявшемся полете рассказывает И.Старков.

После первого полета была отмена, нашлось время подвести итоги первого полета, к чему мы подошли очень серьезно – полеты в таких горах для нас в новинку, на Урале горы значительно ниже. Для подготовки ко второму полету времени было достаточно. Мы тщательно изучили метеопрогноз, разработали маршрут полета, досконально изучили карту Австрии, особенно в направлении предполагаемого полета, посмотрели дороги для подбора, определили возможные места посадок, изучили зоны аэропортов по пути следования. Так как у нас не было транспондера, нас не могли видеть радары, а незнание английского языка не позволяло дружески общаться с диспетчерами, поэтому нам необходимо было лететь в разрешенном воздушном пространстве только в границах Австрии. Утром перед полетом, пока пилот был на брифинге, еще раз проверили информацию по метеоусловиям; уже окончательно приняли решение, куда лететь. На брифинге объявили о самостоятельном принятии решения пилотами о полете на дальность – по причине плохой видимости в районе посадки. Место выбора посадки было решено принять в полете, в зависимости от того, будем перелетать горы или нет. Полетели мы втроем (С.Алексин, И.Старков и Е.Лиходец), взяли 6 баллонов газа по 60 л (за полет выработали 4,5 баллона). Поднялись на высоту 3300 метров, нашли хороший нужный ветер, чтобы пересечь горы. Скорость достигала 83 км/ч., поэтому горы достаточно быстро закончились… Далее было межгорье в виде плато, километров на сто. Следующий хребет решили не перелетать, за ним начиналась Чехия…
В полете видели, что основная масса пилотов села до низкой облачности, в одном из ущелий. Мы поднялись выше, и стало видно, что в районе следующего хребта есть просветы в нижнем слое облаков и, соответственно, есть возможность безопасно совершить посадку. Решение было однозначным: лететь.

Продолжительность полета составила 4 часа, преодоленное нами расстояние – 141 км 800 метров; посадку произвели на самой границе между Австрией и Чехией, в долине. (Хочется отметить, что метео, доведенное на брифинге, подробное и качественное.) Сам полет был разнообразным – это и красота гор, и работа по связи не только с наземной командой, но и постоянный радиообмен с другим российским экипажем. Далее – полет над равниной в полной тишине, изредка перебиваемой шумом горелки и гулом пересекаемых автобанов. На посадке солнце уже скрылось за горами, хотя до заката было еще два часа. Команда подбора как и в первом полете, сработала отлично и, несмотря на то, что им пришлось проехать 340 километров до места подбора, приняли нас буквально на руки. Все, что было запланировано, выполнили. Весь маршрут был рассчитан заблаговременно, и оставалось только наслаждаться полетом.

Цель соревнований заключалась в суммарной дальности всех полетов – но только в границах Австрии. Для полетов в другие страны необходимо иметь на борту транспондер, авиационные карты и возможность запрашивания самостоятельного плана полета. Когда мы ехали на это мероприятие, было желание перелететь Альпы – считали что будет круто взлететь в одной стране, а приземлиться в другой. На самом деле: ведь в воздухе нет границ, есть одни только великие, могучие горы и ты над ними. Главное – четко выполнять меры безопасности, и тогда тебе все будут улыбаться!

«Тусовка» собралась очень серьезная, солидные пилоты со всей Европы, летающие в свое удовольствие. Наша культурная программа состояла из двух удивительных встреч. Первая встреча с Иваном Трифоновым – единственным в мире пилотом-воздухоплавателем, который летал на всех семи континентах, на южном и северном полюсах; установил четыре рекорда, занесенных в «Книгу рекордов Гиннеса»; входил в дублирующий состав космонавтов (!).

Вторая встреча состоялась с Доном Камеруном. На своей презентации он рассказал о том, как готовился и совершался полет через Атлантику на изготовленных на его предприятии комбинированных аэростатах-розьерах, как совершался полет вокруг Земли, и о различных проектах, воплощению которых в жизнь он поспособствовал. Очень приятно воочию видеть и общаться с известным человеком мирового воздухоплавания!

Украшением мероприятия было ночное свечение аэростатов. Сам город небольшой, уютный, окруженный красивыми вершинами. Горнолыжные трассы, беговые лыжни опутали и взяли в плен всех гостей и жителей Филцмооса, определяя образ жизни. Плакаты на всех магазинах предупреждали, что в размеренную жизнь скоро ворвутся яркие огромные аэростаты со своим свечением. Народ ждал – и пришел поглазеть на нас, оставив все свои дела. На главной площади в назначенное время стали оживать и подниматься «великаны в разноцветных одеждах», привлекая внимание периодическими вспышками огня. Вот заиграла музыка, ведущий начал свое представление, рассказывая о воздухоплавании, о пилотах, странах и о чем-то еще… Аэростаты кучковались, нетерпеливо пыхтя и подпрыгивая, ждали… И вот наконец комментатор начал давать команды, призывая «артистов» начать представление под названием «Ночное свечение». Команда «Трех королей», выполняя свою роль в спектакле, встречала русских туристов. Было приятно встретить нашего соотечественника Сергея Гусева, который совершал вояж по Европе с радиоуправляемой моделью теплового аэростата «Матрёшка». Представление закончилось десертом фейерверка.

Заключительный полет отменили по метеоусловиям. Обнародовали результаты, и на закрытии нам вручили кубки, Андрею Денисенко – большой золотой, нам – малый, в позолоте! Россия, вперед!!!
Напоминаем, что в соревнованиях участвовало 40 экипажей из различных стран.

1 место – Андрей Денисенко (Россия)
2 место – Reinhard Koller (Австрия)
3 место – Станислав Алексин (Россия)

Андрей Вертипрахов, Игорь Старков