Дебют в сборной
- Категория: Воздухоплавательный спорт
В 2014 году Бразилия впервые провела у себя Чемпионат мира по воздухоплаванию на тепловых аэростатах. Сильнейшие пилоты разных стран, среди которых было четыре россиянина, оспаривали право называться лучшими. Рассказывает Александр Дульцев, преодолевший 13 тысяч километров, чтобы побороться с чемпионами.
In 2014, Brazil hosted World Hot Air Balloon Championship at the first time. Strongest pilots from different countries, among whom there were four Russians, challenged the right to be called the best. Alexander Dultsev, who overcame 13 thousand kilometers to compete with the champions, is narrating.
Самым ярким событием сезона 2014 года для нашей команды был Чемпионат мира по воздухоплаванию на тепловых аэростатах в Риу-Клару (Бразилия). Попытки запечатлеть все события, начиная с заявки на участие и до возвращения домой, показали, что пришлось бы написать целую книгу. Поэтому опишу наиболее интересные для меня моменты.
26 июля, 6 вечера. Гостиница. Накануне закончился крайний полёт. Прошёл дебрифинг, на котором Чемпионат признали намного успешнее, чем ожидали после прошлогоднего предчемпионата. Закончился свободный полёт. Мы отдыхали. Меня разбудил штурман: «Пап, пойдём к соседям, есть повод выпить кашасы (местная водка из сахарного тростника). Тёма (Артём Денисенко) стал 7-м, Серёга (Сергей Латыпов) – 14-м». – «А мы?» (Заветной мечтой была тридцатка). – «А мы – 19-е». – «Офигеть!..» Андрей Кульков – 43-й. На сайте Чемпионата вывесили долгожданный total (финальный результат). В соседнем номере, где жили мой наземный штурман Сева Фаленков и ребята из команды Сергея Латыпова, действительно встретили фразой: «Ты – в мировой двадцатке!»
Ровно полгода назад – звонок из Москвы, тренер сборной Иван Меняйло предложил участие в Чемпионате мира. Одного согласия было мало. Озвучив примерную цену и зная, что я – простой учитель физкультуры, попросил узнать, согласен ли на такие траты мой спонсор... За три года сотрудничества с Сергеем Александровичем Брызгаловым, генеральным директором ООО «Телец», у нас сложилось полное взаимопонимание в планах (и достигнутых результатах). Но это был дебют за сборную страны! Рискнуть убеждала мысль о новой оболочке – турборейсере «Телец-Оса», которая уже была готова. Имея 363-е место в мировом рейтинге, рассчитывать на тридцатку было непозволительной роскошью... Но, несмотря на санкции и прочие трудности, спонсор дал добро!
Всей командой сборная России собралась только в Домодедово. Предстоял долгий перелёт Москва–Стамбул–Сан-Паулу. Более опытные в дальних странствиях ребята вели себя уверенно. Мы же на первой пересадке в Стамбуле как-то растерялись и просидели всю ночь в аэропорту. Остальные уехали: кто – в гостиницу спать, кто – путешествовать по ночному городу. Встретились на посадке; с интересом разглядывали их фотографии и слушали рассказы.
Перелёт до Бразилии занял 13 часов. Впечатлили Средиземное море, Сахара, высокие облака над экватором (более 20 километров), лагуна Рио-де-Жанейро и размеры крупнейшего в южном полушарии города – 20-миллионного (с пригородами) Сан-Паулу.
Риу-Клару находится в 200 км от аэропорта. Расселяли нас два раза: сначала в малобюджетной гостинице, а через три дня, стараниями Андрея Денисенко, руководителя нашей делегации, в трёхзвёздочном отеле, с американской делегацией. К этому времени мы получили автомобили сопровождения, укомплектовали аэростаты и успели совершить тренировочный полёт. Особенности южного полушария – левый ветер вверху, правый внизу, и красная земля. Вся аграрная территория огорожена колючей проволокой – это либо пастбища, либо сахарный тростник. На полевых дорогах – шлагбаумы, очень плотная жилая застройка, мест для взлёта и посадки крайне мало.
На открытии представили участников (их оказалось 58 из 21 страны). Хорошо, что наш перелёт оплатило государство. Многим дальняя поездка оказалась не по карману...
На брифингах, которые велись на английском языке, в основном проблем не было, т.к. иностранные директора бывали и у нас, в России. Важны были нюансы. Здесь меня выручал Сева.
Первый полёт морально напрягал. Поддержал Сергей Латыпов. Вместе выехали на индивидуальную точку старта; когда не завёлся вентилятор, его команда моментально пришла на помощь. И вот он – полёт! Всё похоже на вчерашнюю тренировку: и мишень в аэропорту на том же месте, и лететь примерно столько же в том же направлении. В полёте Сергей попросил сообщить высоту левого доворота, т.к. не было видимости из-за тумана. К цели подлетели высоко. Захотелось снизиться, забыл про нижний правый. Подскок вверх результата не дал. Гравитационный сброс – и наш маркер оказался на тот момент самым дальним в измерительной зоне. Первый блин комом, как говорят у нас!
Следующий «крест» – рядом, чуть больше километра, но в тумане не виден. Уже идёт выполнение третьего задания – «бублика», центр его заявляет пилот на земле. По совету Сергея я заявил центр между первой и второй мишенями (так поступили, видимо, все пилоты). Нас на той высоте, на которой летели все, понесло левее второй цели – и прочь из «бублика». Штурман напомнил: «Наверху – обратка!» Это был абсолютный риск, потому как никто, кроме нас, вверх не полез, а подниматься пришлось под самый потолок (2 600 метров). И только там появился нужный поток. Опять пролетели над первой целью. Было, наверное, интересно наблюдать: все внизу, и только наш «Телец», как поплавок, одиноко маячит вверху. Подлетая к границе «бублика», пробуем снова зайти на вторую цель. Опять левее. Снова наверх. Сергей и Игорь Старков запрашивают, на какой высоте обратка. Теперь наверху оказалось уже около 15 аэростатов: либо заметили, либо, как мы, нашли сами... Третья попытка захода на вторую цель самая удачная – но высоко, и опять гравитационный сброс. Прошли через центр. Женя предлагал сбросить маркер чуть ранее, но я передержал сброс. Наш маркер на тот момент был вторым от центра «креста». Продолжаем «бублик». До окончания выполнения задания должны дважды успеть слетать вверх и вниз для улучшения результата. Но газа может не хватить, а внизу – город. На борту только 3 шестидесятилитровых баллона с пропаном. Как оказалось, зря не рискнули!
За 20 минут до окончания выполнения задания сели в городе на обочине трассы. Народ нас встретил как космонавтов, т.к. мы единственные были на земле, остальные ещё летали. «Как ощущения?» – спросил Игорь Старков, наш метео. «Напряжённо!» Но нам думалось, далеко в таблице результатов мы не окажемся. Как впоследствии сообщил total, после первого задания мы в серединке, после второго – четвёртые, на «бублике» – шестые. В целом по первому полёту мы – пятые. А если б рискнули?
В следующих трёх полётах сказалось отсутствие международного опыта. Три ошибки в работе с официальным логгером FAI – декларация не в той строке, не отбили «звезду», не выключили логгер после полёта, – неуверенность… И мы на 34-м месте. Наверно, все думали, что первый полёт был случайностью. Позволили собраться, два дня отдыха из-за отмены полётов.
Полёт за «зайцем» получился быстрым. Ему до посадки необходимо было лететь 30 минут. Пилот – 22-кратный участник чемпионатов мира и Европы. Необходимо было как можно быстрее стартовать. Я взлетел первым после «зайца», и чтобы лечь на его курс, нужно было подняться выше и «отлевиться». Пока выполнял этот манёвр, Андрей Кульков в нижнем, более быстром потоке меня обогнал и встал на курс «зайца». Впереди лежало поле, на которое и стал заходить на посадку «заяц». Мы – за ним. Но он вдруг снова стал набирать высоту, т.е. полетел дальше. Следующим оказалось очень маленькое поле с двумя ЛЭП. Другой возможности сесть у «зайца» не было, и он действительно стал заходить на посадку, двигаясь вправо от поля. Андрей пошёл за ним, я же стал работать сразу на поле. Внизу появился нехарактерный для южного полушария левый нижний ветер, он и вынес «зайца» на маленькое поле. Андрею не повезло – он остался правее. Нас на срезе потоков несло прямо на корзину «зайца»... И вдруг несколько человек из «зайца» подхватили мишень и перенесли её на 25 метров левее (по правилам Чемпионата мира должны были установить не более чем в 2-х метрах от корзины с наветреной стороны, т.е. ближе к нашему движению). Игорь стал раскручивать маркер и попросил подняться повыше. Бросок пришёлся в край мишени. Маркер подскочил и подлетел ближе к центру. В это время у Андрея появился левый доворот, и он смог попасть маркером на поле, а мы своей корзиной чуть не сбили горелку на корзине «зайца». Подлетели вверх метров на 50 и стали наблюдать за остальными. Лучше нас бросили только четверо.
«Ну, ты и вспотел!» – удивился Игорь. С моего подбородка от напряжения стекала струйка пота...
Остальные полёты прошли ещё более напряжённо. Это и «соло» со «звездой», где я показал второй результат; и два «вальса» в сильный ветер со скоростными подъёмами и спусками до 10 метров в секунду; и «5-этажный» полёт в аэропорту (старт на одном конце взлётки, «крест» – на другом); и завершающая «звезда», отбитая на последней минуте. Надо сказать, что лидеры тоже освоились и бились за total, поэтому было радостно с каждым полётом подниматься в протоколе вверх.
Старожилы сборной радовались, что в двадцатке на Чемпионате мира впервые оказалось 3 россиянина, и что обыграли всех американцев. Лучший из них был 8-м, а Джон Петрехн (позапрошлый чемпион мира) оказался в третьей десятке.
После закрытия до самолёта и возвращения домой оставалось ещё двое суток. Мы с экипажем Серёги съездили в Рио-де-Жанейро: побывали у подножия статуи Иисуса на горе Корковаду, на всемирно известном пляже Копакабана, проехали мимо стадиона Маракана, где недавно закончился чемпионат мира по футболу... Уже на обратном пути попутешествовали по Стамбулу, искупались в море, сфотографировались на фоне моста «Царские ворота».
Опыт участия в Чемпионате мира по воздухоплаванию в Бразилии очень сложно переоценить. Как оказалось, не боги горшки обжигают!
Призёры Чемпионата мира по воздухоплаванию на тепловых аэростатах в Риу-Клару (Бразилия):
1 место – Yudai FUJITA, Япония, 17 443 очков;
2 место – Uwe SCHNEIDER, Германия, 16 216 очков;
3 место – Lupercio LIMA, Бразилия, 16 064 очков.
Александр Дульцев