Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Нюансы работы с оболочками, летающими в России

Артём Денисенко, двукратный чемпион России – 2013 и 2014 гг., рассказал о распространённых классах оболочек 
тепловых аэростатов и высказал своё мнение о них.
Artem Denisenko, the double champion of Russia – 2013 and 2014, told about the most common and interesting 
kinds of envelopes of hot air balloons and expressed his opinion about them.


Классы оболочек тепловых аэростатов, распространённых в России:


Классическая (AX-7, AX-8): 2 000–2 550 м3
Оболочка большого объёма (AX-11): 8 500 м3
Оболочка спортивная (рейсер, AX-7): 2 000 м3
Оболочка специальной формы (AX-8): «Сердце», «Перо»


Вопросы по тепловым аэростатам, затронутые в данной статье:


- применение;
- работа команды, количество человек, транспорт;
- нюансы постановки;
- условия для полёта;
- техника управления;
- хитрости;
- посадка;
- основные отличия от оболочек других размеров и форм;
- возможности, преимущества данной оболочки;
- вертикальные возможности по подъёму и спуску;
- поведение аэростата в различных погодных условиях;
- работа на привязи;
- условия хранения, ремонт.

Классическая: 2 000–2 550 м3



Оболочки классической формы: 8 500 м3 и 2 550 м3Справа – аэростат «Аэробус»Применение.

Говоря о каплевидной форме, можно сказать, что эти оболочки имеют самый большой спектр применения:
- обучение;
- спорт;
- туристические полеты;
- рекорды;
- реклама;
- интересные проекты и идеи;
- привязные подъёмы.
Работа команды, количество человек, транспорт.
Минимальная команда – 2 человека, лучше 3, но можно и в одиночку – правда, только при штилевой погоде.
Количество пассажиров – от 0 до 4 плюс пилот. Легко помещается в прицеп, сложнее – в пикап или микроавтобус, но тоже вполне комфортно. Пикапы раньше не любил, т.к. закидывать оборудование высоко, но, как показала практика Чемпионата мира в Бразилии, всё вполне удобно. Любимой семейной командой – с супругой и родителями, – ставили аэростат в первой десятке. Вдвоём с отцом всё закидывали без проблем и потери времени, главное – правильно организовать работу.
Комплект достаточно лёгкий, чтобы таскать зимой на себе или на санях.
Нюансы постановки.
Ставится элементарно при
ПРАВИЛЬНОЙ работе команды. Это имеет очень большое значение! Для меня тема работы команды очень важна – может быть, потому, что сам собаку съел на этом. Но это – отдельный разговор.
Нюансы:
- небольшой объём позволяет (с опытом) быстро ставить аэростат, иногда даже не дожидаясь полного наполнения вентилятором, что полезно в спорте;
- небольшой объём позволяет более комфортно ставиться при сильном ветре;
- при слабом ветре можно ставиться без топера (человека, держащего верёвку – «топ», купольный фал);
- при необходимости можно поставить без вентилятора, но в этом случае нужно обязательно раскладываться
чётко по ветру, ни градусом поперёк, иначе будет очень сложно или даже невыполнимо.
Условия для полёта.
Приземный ветер – от 0 до
7 м/с. Можно и больше, но безопасность – прежде всего!
Видимость – от 100 м.
Техника управления.
Когда меня спрашивают: «Сложно ли управлять тепловым аэростатом?», я отвечаю: «Нет!!! Греешь – вверх, не греешь, остываешь – вниз».
Маленький объём и мощная горелка позволяют оперативно действовать в любых ситуациях. Время отклика на прогрев воздуха – минимальное, что позволяет ювелирно управлять тепловым аэростатом и достигать максимальной маневренности. Хотя тут можно упомянуть классическое «Всё познаётся в сравнении».
Хитрости.
Ну, все хитрости не буду предлагать, расскажу о некоторых:
- когда поднимаешься быстро вверх, можно пытаться перегревать определённую часть оболочки, что заставляет её деформироваться, тем самым заставляя аэростат двигаться не вертикально вверх, а по непрогнозируемой траектории (диагонали, гипотенузе, наклонной, кривой).
Данный подход как раз пригоден для каплевидной формы. Из моей практики полётов на рейсере – получается каждый третий-четвёртый раз. Возможно, это лишь вероятность, преобразованная самовнушением в статистику.
Пусть так, но в спорте всегда веришь, что получится!
- при слабых ветрах можно пытаться вывешиваться за борт всем весом в нужном направлении, желая заставить аэростат двигаться на пару сантиметров ближе к цели. Скорее самовнушение, но, тем не менее, в спорте машинально стоишь и пытаешься давить на борт корзины, чтобы быть к цели ближе. (Думаю, многие себя узнают.)
Даже летя на «Аэробусе» (8 500 м3), ловлю себя порой на том, что давлю на тот или иной борт, когда очень нужен определенный ветер (хотя стою-то я по центру, а слева и справа – по 8 человек!).
Посадка.
При сильном ветре можно смело корзиной аэростата тормозить о лиственные деревья, не боясь повредить ни их, ни корзину.
При штилевом ветре можно «угнездиться» почти на любой площадке, крыше и т.п.
Возможности, преимущества данной оболочки.
- максимальная маневренность;
- минимальное время отклика;
- большие вертикальные скорости;
- многофункциональность использования;
- максимальная реакция при вхождении в поток другого направления и/или скорости;
- удобство эксплуатации.
Короче, одни преимущества.
Недостаток – отсутствие смартвента (системы открывания клапана)!
Вертикальные возможности по подъёму и спуску.
От –7 до +7 м/с – возможно и больше, но ни к чему…
Поведение аэростата в различных погодных условиях.
За счёт небольшого веса при сильном ветре у земли более подвержен воздействию динамических потоков, чем
аэростаты больших объёмов. Да и вообще чувствителен к порывам ветра – как в небе, так и на земле.
Работа на привязи.
2 000–2 550 м3 – идеальный размер для рекламы.
2 550–3 000 м3 – подходит для катания пассажиров.
Условия хранения, ремонт.
Сухое крытое проветриваемое место.
Для ремонта необходимо умение работать на швейной машинке – плюс знания, как правильно состыковывать ткань.

8 500 м3, аэростат «Аэробус»


Применение.
- туристические полёты;
- рекорды;
- сброс парашютистов;
- реклама.
 Справа – аэростат «Аэробус»Работа команды, количество человек, транспорт.
Говоря о больших объёмах, можно сразу сказать, что команда не любит их из-за большого веса. К примеру,
пустая корзина «Аэробуса» весит 350 кг, а уж с баллонами, горелкой и прочим – около 700–750 кг. Вывод напрашивается сам.
Для наполнения такого аэростата необходима минимальная команда в 5 человек – мы так и работаем. Комфортно –
6 человек. Ставили и вчетвером, но это уже надрывы (хотя, если вытаскивать баллоны, то проблем нет).
По-хорошему, за аэростатами, начиная с 8 500 м3, должны ездить два автомобиля: внедорожник, с командой и
прицепом с аэростатом, и автобус с гостями. В сухую погоду летом мы элементарно справляемся одним большим микроавтобусом (20 мест). В межсезонье и зимой сложнее – но всё равно справляемся; правда, иногда приходится привлекать внедорожник к вытаскиванию автобуса, но это нормально.
Нюансы постановки.
Как сказано выше, необходимо пять человек.
Основная сложность – это загрузка в прицеп и выгрузка из него оболочки и корзины. Стаскиваем всем миром, растягиваем оболочку втроём. Вязаться лучше на две верёвки или на двойную отцепку.
Надувать оболочку необходимо обязательно большими мощными вентиляторами (от 8–9 лошадиных сил), желательно двумя. Можно и одним, но это долго, и не выдувает он один такой объём.
Необходимо – обязательно! – расправлять оболочку в момент наполнения, сама не расправится. На клапане и потом на топе – двое. На горловине можно стоять и одному. Нагревать не торопясь, постепенно. Когда расправился – можно «жарить» (греть воздух внутри оболочки) смело. На старте при +20 и загрузке в 16 человек «чекушку» (газовый баллон в 33 полезных литра) сжигаю целиком. Даже не улетаю! Не забывать перед взлётом оставлять на земле стартовый баллон.
Если ветер у земли больше 10 км/ч, грузить пассажиров лучше сразу после подъёма оболочки. Как показывает
практика, распределять гостей по конкретным отсекам лучше до наполнения, иначе может возникнуть путаница.
Из-за продолжительного нагрева на старте на горелке возможно образование конденсата, который в смеси с копотью может кого-нибудь запачкать.
При порывистом ветре иногда приходится привлекать людей дополнительно – держать оболочку за «щёчки» (за силовые стропы примерно на 2/5 высоты оболочки от корзины), чтобы ещё не наполненный аэростат не мотало и не перекручивало.
Условия для полёта.
Хорошая видимость.
Приземный ветер – от 0 до 5 м/с.
Возможно и быстрее, если понимаешь, что в любом случае на посадке – большое поле, т.к. сразу за деревьями нырнуть в ротор (нисходящий поток) и успеть выгреться не получится. Район – как Тула, например. Сажал максимум при 26-28 км/ч. Но, правда, всегда почему-то на неудобные короткие площадки: то между линиями электропередачи, то сразу за 30-метровой ЛЭП.
Для нормального полёта аэростат должен быть загружен. При предельном ветре недозагрузка в три человека уже ощутима.
Техника управления.
После этого объёма страх к большим объёмам пропал. Ну, не «страх» – то самое чувство тревоги перед первым полётом на чём-то большем, чем ты уже летал. После «Аэробуса» я готов, не задумываясь, сесть на любой объём! Да и вообще на любой аэростат.
Очень долгая реакция на нагрев. Лучше работать двумя горелками одновременно, иначе, работая одной, приходится очень часто и продолжительно греть. Плюс более экономичный расход газа. Наверное, начиная тысяч с 10 кубометров, нужна квадро-горелка. Для 8 500 м3 вполне достаточно тройной, и незачем ходить больше –4 м/с. Работая тремя одновременно, нужно обязательно поглядывать, куда и сколько греешь – радиация большая, и «номекс» (юбка, фартук) горит. Управление аэростатом большого объёма – это уже работа, необходимо постоянно отслеживать, как и куда ты летишь, вертикальную скорость: шансов на исправление ошибок меньше, хотя с налётом возможно и большим аэростатом управлять играючи.
Посадка.
Как и на маленьком. Разница – в конце используешь смартвент. После остановки можно закрыть отверстие, чтобы остаться наполненным, если есть необходимость и возможность.
При заходе на посадку, особенно на маленькие площадки, можно приоткрыть смартвентом небольшую щель, что позволит нагревать достаточно активно, не боясь перегреть. Именно смартвент и большой вес корзины позволяют гораздо быстрее, чем на маленьких, выпустить воздух и остановиться. При сильном ветре площадка для посадки может быть меньше, чем для маленького аэростата. Главное в этом случае – чтобы подход к площадке не был чем-нибудь осложнён: деревьями или чем-то подобным. На маленькую опушку, огороженную со всех сторон, при сильном ветре не зайдёшь.
Летая на больших аэростатах, всегда необходимо помнить о команде. Таскать его почти нереально.
До 8 км/ч есть возможность сесть прямо в прицеп. НАДО использовать!
Основные отличия от оболочек других размеров и форм.
Большой вес корзины – «недостатище»! Но в комплекте со смартвентом может быть и преимуществом. Была б моя
воля, все объёмы смартвентом комплектовал бы. Вкупе с большим весом корзины с людьми, даёт возможность гораздо меньше волочиться по земле и гораздо реже заваливать корзину на посадке. 6 000 м3 – объём ещё маленький, вес корзины недостаточный – его таскает. А 8 500 м3 – нет!
Есть большой недостаток – это складывать оболочку в штиль. Пока воздух выгонишь, можно шашлыки успеть пожарить. Хотя это может быть и плюсом…
Большой расход газа, приблизительно 3 л в минуту.
Возможности, преимущества данной оболочки.
Большой объём, большой вес, долгое время реакции – конечно, недостатки. Но предложу пару моментов, как их преобразовывать в преимущества:
- за счёт большого веса аэростат гораздо меньше реагирует на порывы ветра – как на земле, так, например, и в приземном слое, когда при большой скорости много динамических потоков. Идёт как утюг, стабильно. Малышню таскает налево да направо, а я плыву своей траекторией. Но если уж прижмёт, то надо понимать, что цена ошибки гораздо выше, поэтому при предельных ветрах надо отдавать себе отчёт и помнить, что риск должен быть оправдан;
- когда, например, правый только очень высоко, и его, как назло, не хватает, а у земли очень круто налево (а при этом попасть-то надо), то малышне нужно сделать большой забор направо, заблаговременно, чтобы попасть. На «Аэробусе» же можно особо не париться – просто набираешь –3,5 м/с вниз и, как паровоз по рельсам, или, скорее, как камень, режешь все левые приземные потоки и прилетаешь, куда необходимо!
Особенно, когда сверху хорошо дует, а внизу медленно. Всех заворачивает, а тебя – нет!
Вертикальные возможности по подъёму и спуску.
Пределов не знаю, как-то неоправданно – с гостями экспериментировать.
Ходил +/–4 м/с.
Летаю +3/–3,5. Больше –4 на небольших высотах, думаю, не стоит. При необходимости с большой высоты можно и до –6, наверное. Только вопрос – зачем?
Поведение аэростата в различных погодных условиях.
Как я и сказал, в порывистый ветер, когда наполнен, большой аэростат ведёт себя более стабильно, чем маленький, но в наполнении гораздо сложнее.
Работа на привязи.
Работу на привязи на оболочках больших объёмов считаю нецелесообразной, но в штиль – возможной.
Условия хранения, ремонт.
Такие же.


Рейсер


Обожаю рейсеры!!!
Применение.
Спорт и, при желании, всё остальное, при поставленной задаче.
Работа команды, количество человек, транспорт.
В спорте команда должна не только всё делать правильно и быстро, но и желательно самостоятельно. 1+1 можно, но лучше +2, в идеале +3. Нормально эксплуатируется как с автобусом, так и с пикапом, ну и, понятное дело, с прицепом.
Нюансы постановки.
Клапан закреплять лучше при складывании. Наполняется быстро.
В спорте – не забывать цеплять логгер.
Условия для полёта.
Да насколько нестрашно! Но думаю, что при порывах более 10 м/с очень небезопасно…
Техника управления.
Очень маневренные аэростаты. Можно очень многое себе позволять.
Хитрости.
Не бояться пробовать новые режимы эксплуатации.
Посадка.
Аналогично объёму 2 550 м3.
Основные отличия от оболочек других размеров и форм.
Большие вертикальные скорости, меньшее время отклика на нагрев, моральное удовлетворение, что летишь на гоночной модели!
Возможности, преимущества данной оболочки.
Максимальная маневренность, максимальные вертикальные скорости, минимальное время набора вертикальной скорости.
Вертикальные возможности по подъёму и спуску.
От –8,6 до +11,3 м/с ходил лично на «Яхроме», пределов не знаю. Предел, наверное, в страхе.
Поведение аэростата в различных погодных условиях.
Более подвержен порывам ветра.
Работа на привязи.
Жалко на спортивном стоять на привязи!
Условия хранения, ремонт.
Аналогичны предыдущим.

Оболочки специальной формы: «Сердце», «Перо»


Применение.
- обучение;
- туристические полёты;
- реклама;
- интересные проекты и идеи;
- привязные подъёмы.
Работа команды, количество человек, транспорт.
«Сердце» – 3 человека, транспорт любой.
«Перо» – 4-5 человек, очень тяжёлая оболочка. Транспорт – только прицеп или грузовик.
Нюансы постановки.
«Сердце». Необходимо обязательно расправлять оболочку во время наполнения. Необходимо успеть пристегнуть два клапана. При горячем наполнении при смене горизонтального положения на вертикальное оболочка имеет свойство разворачиваться на 180 градусов вокруг своей оси. Помогает правильная работа топера и команды на входном отверстии. Если всё же оболочка развернулась и троса перекрутились, возможен только один вариант – довернуть корзину, так как развернуть сам аэростат не получится.
«Перо». Очень тяжёлая оболочка и очень высокая. Два топера, медленное наполнение, слабый ветер.
Условия для полёта.
Приземный ветер:
«Сердце» – до 5–7 м/с;
«Перо» – до 3 м/с.
Техника управления.
Обыкновенная.
Посадка.
Для «Пера» необходима большая площадка.
Основные отличия от оболочек других размеров и форм.
«Сердце» постоянно вращается вокруг своей оси, особенно при вертикальных перемещениях.
«Перо» очень быстро набирает вертикальную скорость, особенно вверх: +2 м/с, после этого сразу +4м/с.
Возможности, преимущества данной оболочки.
Красота и индивидуальность.
Вертикальные возможности по подъёму и спуску.
«Сердце» – лучше до 5 м/с.
«Перо» – не знаю.
Поведение аэростата в различных погодных условиях.
Не любят порывов ветра.
Работа на привязи.
«Перо» не спрячешь за деревья.
Условия хранения, ремонт.
Аналогичны предыдущим.


Артём Денисенко
Фото: Н.Рябцева, И.Шелапутина

Вы здесь: Home Статьи Техника воздухоплавания Нюансы работы с оболочками, летающими в России