Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

Музей цеппелинов. Фридрихсхафен

На входе в музей гостей встречает «граф Цеппелин»Отвлечься от повседневной суеты и побаловать себя особой роскошью – провести несколько дней в интереснейшем месте на берегу Боденского озера, не забыв посетить одну из воздухоплавательных достопримечательностей… Своими впечатлениями делится Елена Латыпова, член экипажа аэростата «АэроНаТЦ».
To escape from everyday life and to treat yourself to a special luxury – to spend a few days in one of the most interesting places on the shores of Lake Constance and do not forget to visit one of the aeronautical showplaces… Elena Latypova, a member of the crew of the aerostat «AeroNaTC», shares her impressions.

На входе в музей гостей встречает «граф Цеппелин»Маршрут одного из наших путешествий проходил через город Фридрихсхафен на Боденском озере – родины цеппелинов.
Фридрихсхафен, город с исключительным ландшафтом – здесь гармонично сочетаются горы и безбрежная водная гладь, – и отличным транспортным сообщением, предоставляет безграничные возможности для индивидуального и группового времяпрепровождения. Благодаря влиянию озера здесь, как и на всём побережье, климат более мягкий, чем в соседних горных регионах, частые грозы и тёплые ветры с Альпийских гор – фёны.
Здесь сходятся три страны: Швейцария, Германия и Австрия. Сам город считается курортом, тут всё создано для отдыха: уютная набережная, красивый парк, масса парусных яхт, постоянно курсирующие корабли, многочисленные чайки и белые лебеди. Идиллия.
С недавних пор оригинальным способом отдыха стали прогулки на дирижаблях – ведь осматривать даже самые скучные виды с высоты птичьего полёта бывает по-настоящему интересно. Во Макет эллингаФридрихсхафене можно совершать как полёты на дирижабле над Боденским озером и его окрестностями, так и традиционные водные прогулки на теплоходе или яхте (самый крупный в городе яхт-клуб основан в 1911 г. ещё королём Вильгельмом).
История Фридрихсхафена, в отличие от многих других соседей по Боденскому озеру, связана не только с развитием туризма, но и с индустриализацией. Самым известным предприятием города стала фабрика дирижаблей (по-немецки – цеппелинов*), основанная графом Фердинандом фон Цеппелином в последние годы XIX-го столетия.
Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин – главная историческая личность Фридрихсхафена: благодаря ему город получил мировую известность. Именно в окрестностях Фридрихсхафена в июле 1900 г. поднялся в воздух первый управляемый «воздушный корабль» – цеппелин. И хорошо, что идея строить цеппелины пришла в голову человеку богатому, ибо граф фон Цеппелин растратил на своё изобретение не только собственное, но частично и семейное состояние, т.к. его идеи никто не хотел финансировать.
Именно во Фридрихсхафене было основано первое в мире «Общество по перевозке пассажиров по воздуху», и до 1914 г. цеппелины регулярно летали над Боденским озером.


Немного истории.

В 1863 г. граф Цеппелин приезжает в США в качестве военного наблюдателя (в это время шла гражданская война между Севером и Югом). Здесь ему впервые довелось подняться на воздушном шаре, и это событие повлияло на всю его дальнейшую жизнь – именно тогда он решил заняться проблемами воздухоплавания.
В 52 года граф заканчивает военную карьеру в чине генерала и с удовольствием предаётся своему хобби – воздухоплаванию.
Поначалу проекты фон Цеппелина подвергались острой критике и насмешкам. В 1894 г. его проект составного «воздушного поезда» из соединённых между собой аэростатов был удостоен ряда нелестных оценок со стороны специалистов. Тем не менее, в 1895 г. он получил на него патент.
Фрагмент конструкции восстановленной гондолыСейчас доподлинно неизвестно, хотел он больше летать или только конструировать, но его идеи заразили короля, и в 1899 г. уроженец города Констанц (что также находится на Боденском озере) получает плавающий строительный павильон, чтобы расположить на нём летательный аппарат. Длина плавающей платформы составляла 140 метров, самого же дирижабля – 128 метров.
Главный упор в своей деятельности граф делал на организационные моменты, понимая, что не обладает достаточными знаниями в области конструирования.
Итак, первый подъём дирижабля в воздух состоялся в 1900 г., второй, из-за нехватки денег, – в 1906 г. Но только в 1908 г. был построен цеппелин, который смог летать. Рейх поставил задачу: 24 часа в воздухе – и граф Цеппелин получит заказ на военное производство. Но случается невероятное: красивый серебристый воздушный корабль сгорает при пожаре. Граф пребывал в отчаянии и недоумении – ведь такого просто не могло произойти! Полные сочувствия и национальной гордости, граждане Германии собрали 6 млн. марок на создание компании по строительству дирижаблей «Luftschiffbau Zeppelin GmbH». Началось строительство других цеппелинов. Графа перестали считать чудаком – он обрёл известность. Кайзер стал называть его «величайшим немцем XX-го века».
Граф Цеппелин продолжает работу. Фридрихсхафен процветает. Открываются вспомогательные производства, дирижабли становятся всё лучше и лучше, их начинают применять в военных действиях, как и задумывал граф. И в мае 1915 г. на Лондон и Париж падают бомбы с цеппелинов. С тех пор невозможно стало чувствовать себя защищённым даже в тылу.
Граф умер в 1917 г., оставив после себя преемника. Бизнес возглавил Хьюго Эккнер, бывший пресс-атташе компании. На тот момент по условиям Версальского мира проигравшей войну Германии было запрещено использовать дирижабли. Победители разделили все оставшиеся после войны цеппелины и вывезли их из страны как трофеи. Ангары и причальные мачты были уничтожены.
Казалось, это конец. Заводы Цеппелина простаивали. Однако Хьюго Эккнер нашёл выход – под заказ Соединённых Штатов в 1920 году он построил дирижабль LZ 126, причём американцы хотели наполнять этот корабль не опасным водородом, а недавно открытым гелием, который хоть и был в десятки раз дороже, но обладал важным преимуществом – не воспламенялся. И заокеанские деньги спасли компанию от банкротства.
Макеты дирижаблей. Действительная длина дирижабля LZ 127 (в середине) – 237 мВ 1925 г. все послевоенные ограничения были отменены, и начался золотой век немецкого дирижаблестроения. Полёты на дирижабле постепенно стали светским развлечением, предприятие начало получать госзаказы.
В августе-сентябре 1929 г. дирижабль под командованием Хьюго Эккнера осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. Стартовав в Лейкхерсте (штат Нью-Джерси, США), «Граф Цеппелин» (LZ 127) за 20 суток преодолел более 34 тысяч км со средней полётной скоростью около 115 км/ч, совершив при этом лишь три промежуточные посадки – во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе. В 1931 г. LZ 127 начал регулярные полёты по маршруту Боденское озеро – Нью-Йорк – Рио-де-Жанейро. Начиная с 1936 г., часть рейсов в Северную и Южную Америку была возложена на новый цеппелин LZ 129 «Гинденбург», построенный по заказу Адольфа Гитлера.
10 сентября 1930 г. «Граф Цеппелин» прилетал в Москву, а 26–30 июля 1931 г. он с научными целями (неофициально также и разведывательными) пролетел над значительной частью советской Арктики, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку. На его борту были и советские специалисты. Во время этого перелёта в бухте Тихой острова Гукера (Земля Франца-Иосифа) дирижабль обменялся почтой с советским ледоколом «Малыгин».
После катастрофы дирижабля «Гинденбург» регулярные полёты LZ 127 были прекращены, «Граф Цеппелин» превратили в музей. Конец же немецкого дирижаблестроения пришёлся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 г. по приказу немецкого командования LZ 127 «Граф Цеппелин», а также одноимённый LZ 130 «Граф Цеппелин» (построенный в 1938 г. на основе LZ 129 и называемый часто «Граф Цеппелин II») были разобраны и по частям использованы в военной промышленности.


Музей.

Музей дирижаблей во Фридрихсхафене является крупнейшим в мире музеем воздухоплавания. Он обладает большой коллекцией не только техники, но и материалов по истории развития дирижаблестроения. Общая площадь музейного пространства составляет
4 000 м2, ежегодно его посещают более четырёх миллионов человек.
В июне 2014 г. в музее завершились ремонтные работы. Постоянная экспозиция была обновлена и дополнена медиа-центром, Zeppelin-холлом и художественным отделом, который проводит исследования в области технологии и искусства.
В кинозале музея всем желающим предлагают просмотреть интересную 3D-презентацию, состоящую из подлинных фотографий предприятия «Luftschiffbau Zeppelin GmbH». Здесь как будто оказываешься внутри гигантов на стапелях, можешь увидеть сложную структуру конструкции дирижабля. Кроме того, исторический экскурс в Первую мировую войну с демонстрацией трагической катастрофы возвращает в минувшие дни – зритель переносится в далекие 30-е годы, времена кругосветных и трансатлантических рейсов.
Сергей Гусев (член экипажа аэростата «АэроНаТЦ») на палубе восстановленной гондолы дирижабляОсновной частью экспозиции музея является 33-метровая реконструкция секции дирижабля LZ 129 «Гинденбург», построенного фирмой «Luftschiffbau Zeppelin GmbH» в 1936 г. В нижней части реконструкции (палуба B) располагаются каюты и курительная комната. Верхняя часть реконструкции (палуба A) воссоздаёт кают-компанию, прогулочную зону со смотровой площадкой и несколько пассажирских кают. Посетив палубу А, мы попытались разобраться в разнице между полётом в современном самолёте и путешествием на дирижабле.
Представьте себя на борту «Гинденбурга», который по длине в три раза превосходит современный аэробус, а по высоте равен 13-этажному зданию. Вам отводят не кресло, а целую каюту – с кроватью и туалетом. При взлёте не нужно пристегивать ремни. Можно стоять в каюте, прогуливаться по салону или палубе, смотреть в окна. В ресторане – столы под белыми крахмальными скатертями, сервированные серебряными приборами и фарфоровой посудой. А в салоне – даже небольшой рояль. И всё это находится в огромном «брюхе» дирижабля, рассчитанном всего на 50 пассажиров.Один из стендов с музейными экспонатами
Поднявшись по трапу на борт музейного дирижабля, можно увидеть «закулисье» рабочих мест экипажа, каюты для отдыха, музыкальный салон, почтовое отделение, ресторан; можно посидеть у окна и представить, что чувствовали пассажиры, совершавшие трансатлантический перелёт в Америку на «Гинденбурге».
В выставочной экспозиции представлены документы, оборудование, модели, чертежи, подлинная одежда, мебель, посуда. В специальной комнате демонстрируются сувениры разных лет, вплоть до сегодняшнего дня.
Проходя по залам музея, можно встретить на стендах открытки с дирижаблями тех лет, рядом – карандаш. Вам предлагают заполнить корреспонденцию, и при желании её можно отправить или просто забрать с собой.
В музее цеппелинов представлены уникальные экспонаты: оригинальные технические детали дирижаблей, газовые манометры, высотомеры, различное радио- и навигационное оборудование, ранее стоявшее на дирижаблях, и множество других интересных предметов, связанных с конструкцией дирижаблей.
Все предметы, которые представлены в музее, являются оригинальными частями старых дирижаблей. До 80-ти процентов технических деталей-экспонатов можно потрогать руками!
Также в музее выставлен настоящий двигатель 1928 г., построенный для дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин». Пять таких необходимых для перемещения дирижабля двигателей Maybach VL 2 находились в отдельных специальных гондолах и приводили в движение пропеллеры, которыми управлял дирижаблист.
Отдельный зал музея посвящён автомобилю Maybach Zeppelin, построенному в 1938 г. фирмой «Maybach-Motorenbau GmbH». Автомобиль имел вес 3,6 тонн и разгонялся до скорости 170 км/ч. Maybach Zeppelin имел 12-цилиндровый двигатель, который вырабатывал мощность в 200 л.с. Дизайн двигателя базировался на аналогичных разработках для дирижаблей LZ 126 (1924 г.) и LZ 127 «Граф Цеппелин» (1928 г.).
В музее представлены дирижабли, произведённые не только в Германии, но и во Франции, Италии, Великобритании и Америке; они иллюстрируют тот факт, что дирижаблестроение было международным делом.
В других разделах посетители могут получить информацию о развитии технологии дирижаблестроения, о структурах, обслуживающих полёты, а также об областях применения дирижаблей.
Архив и библиотека «Luftschiffbau Zeppelin GmbH» содержат множество документов и публикаций, посвящённых истории и технологии дирижаблестроения.
За 15 лет, прошедших с нашего прошлого посещения, музей существенно обновил экспозицию. Появились интересные стенды с оборудованием, сувенирами; оборудован интерактивный зал; можно посмотреть исторический фильм об истории развития дирижаблей. Посетителям музея предлагается сравнить элементы конструкции дирижабля исторического и современного, всё можно потрогать – и даже провести небольшие опыты.
При музее есть отличный сувенирный магазин, где всё, разумеется – с символикой цеппелинов. Затовариваемся и идём в город, где стоит памятник дирижаблю. На берегу озера фотографируемся у скульптуры графа Фердинанда Цеппелина.
Как аттракцион для туристов, от музея периодически запускают современные дирижабли. Получасовая прогулка на дирижабле Zeppelin NT проходит по окрестностям Фридрихсхафена, и во время полёта на высоте 300 метров можно насладиться видами Боденского озера и его окрестностей. На борт берут не более 12 человек, так что панораму, обеспеченную огромными окнами, никто загораживать не будет...

Елена Латыпова


* Цеппелины (нем. Zeppelin) – дирижабли жёсткого типа, строившиеся графом Цеппелином и немецкой фирмой «Luftschiffbau Zeppelin GmbH». Названы по имени их изобретателя и создателя Фердинанда Цеппелина. Являлись наиболее массовыми и совершенными представителями дирижаблей жёсткого типа. Всего за период 1899-1938 гг. было построено 119 цеппелинов, имевших в обозначении сокращение LZ и номер верфи – например, LZ 127.


Вы здесь: Home Статьи Дирижабли Музей цеппелинов. Фридрихсхафен