Font Size

Profile

Cpanel

Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба



Воздухоплаватель №33

Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал издавался с 1995 по 2000 года и с 2011 по 2015 года.
С 2016 г. журнал «Воздухоплаватель» не издаётся.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Фильцмос-2014 или Полеты в Альпах

Впечатлениями о первом полете в Альпах и поездке на 35-й фестиваль воздухоплавателей в город Фильцмос (Filzmoos), Австрия, а также ощущениями от посещения музея воздухоплавания в городе Герстхофен (Gersthofen) (Германия), делится автор статьи, Антон Ламунин.

The author, Anton Lamunin is sharing his impressions of the first flight in the Alps, a trip to the 35th Balloon Festival in Filzmoos, Austria and feelings of visiting the aeronautical museum in Gersthofen, Germany.

 

Знакомство с тепловыми аэростатами началось у меня в далеком детстве – в 1990 году, с запуска теплового аэростата у деревни Репихово Московской области.
Затем в 1991 г. в Рязани состоялся мой первый полёт на тепловом аэростате. И началась череда подъёмов аэростатов в различных условиях, городах – но не странах. Всё усугубилось еще и тем, что в 2003 году мой отец – Ламунин Александр Валерьевич ушёл из воздухоплавания, а в 2007 году – и из отрасли производства летательных аппаратов легче воздуха, и я совсем отдалился от полётов.
Но вот – достаточно неожиданно для меня, – раздался телефонный звонок, и старый друг семьи Алексей Козлов предложил поехать с ещё более старыми и верными друзьями семьи – супругами Латыповыми: Валерием и Еленой; – на 35-й фестиваль воздухоплавателей в г. Фильцмос (Filzmoos) в Австрии, заехав по пути в музей воздухоплавания в Герстхофен (Gersthofen) под Мюнхеном (Германия). Мероприятие планировалось с 11 по 18 января 2014 г. Я с удовольствием принял предложение.
Путешествие наше началось рано утром 8 января, на автомобиле с прицепом (в котором находился тепловой аэростат). Дорога выдалась достаточно лёгкой, на удивление бесснежной (уже в Беларуси закончились последние признаки снега), и никаких злоключений в виде засад всеми любимых сотрудников ГАИ/ГИБДД либо придирок со стороны таможенных и пограничных служб Беларуси и Польши по пути до места мы не испытали.
Прибыли мы в Герстхофен чуть более чем за час до закрытия музея (надо учитывать, что в Европе подавляющее большинство музеев и общественных мест работает до 17:00, а не до 18:00 или 19:00, как мы привыкли в России), поэтому, не заезжая в гостиницу, сразу пошли на осмотр воздухоплавательной экспозиции. Сам музей найти достаточно легко: его выдает отдельно стоящая трёхэтажная башенка, построенная в стиле XVIII века. Припарковаться рядом с музеем также не составляет большого труда, ибо места есть, и они бесплатны (но есть ограничение на стоянку по времени – 3 часа, если верить надписям под знаками парковки).
Справка[1].
В Герстхофене находится уникальный музей – один из немногих музеев воздухоплавания в мире (Ballonmuseum Gersthofen). Расположен музей на пяти этажах в бывшей Водонапорной башне и в специально построенных помещениях рядом с башней. Главная реликвия музеяОн был открыт в 1985 году на основе коллекции воздухоплавателя Альфреда Эккерта. Тогда для коллекции хватило всего 150 квадратных метров выставочной площади.
История музея началась в 1906 году, когда Альфред Эккерт открыл для публики своё собрание, разместив его в одном из самых заметных зданий Герстхофена – Водонапорной башне. В 2003 году Ballonmuseum Gersthofen соединили в один комплекс с новым зданием городской библиотеки. Без этого невозможно было расширить выставочную площадь музея: ведь стены башни раздвинуть нельзя.
В Германии история воздухоплавания началась в 1786 году, когда барон Максимилиан фон Лютгендорф попытался облететь местный лес (Siebentischwald). Это было всего три года спустя после первого полёта на воздушном шаре (тепловом аэростате,) построенном братьями Монгольфье во Франции. Попытка не принесла Лютгендорфу успеха: он так и не смог пролететь над Аугсбургом (Augsburg). Зато он навсегда вписал своё имя в историю воздухоплавания. После неудачи Аугсбургский совет запретил барону ещё раз попытаться взлететь над Аугсбургом: это было слишком рискованно для горожан. И тогда Лютгендорф стал искать место, где он мог бы взлететь ещё раз. Выбор пал на небольшую деревеньку Герстхофен (Gersthofen). Полёт состоялся. Теперь точное изображение гондолы шара Лютгендорфа составляет одну из главных реликвий Ballonmuseum. Для этого есть все основания: Максимилиан фон Лютгендорф был первым в истории аэронавтом-немцем.
Водонапорная башня - музейНачинание Лютгендорфа получило в здешних местах продолжение через сто лет. В 1897 году Август Ридингер основал в Аугсбурге фабрику по изготовлению газовых аэростатов и превратил Аугсбург в общегерманский центр воздухоплавания. Газ же для аэростатов Ридингера поставляла химическая фабрика Хохста как раз в Герстхофене. В 1901 году в Аугсбурге был основан Союз воздухоплавателей, сохранившийся до сих пор (Freiballonverein Augsburg e.V.). Он был не первым в Германии по времени возникновения, а только четвёртым. Аэродром для запуска аэростатов находился в Герстхофене. Он назывался «Via Claudia», и здесь проходили многие международные соревнования воздухоплавателей. Отсюда в 1931 году поднялся в стратосферу аэростат, который достиг высоты почти в 16 километров и тем самым побил все рекорды, существовавшие на тот момент. Причём он не только взлетел в Герстхофене, но ещё и был наполнен герстхофенским газом, и сам полёт был организован герстхофенским профессором Августом Пиккардом и его ассистентом Паулем Киппером.
Вход в музей расположен в красивом и современном общественном здании библиотеки, половину которого занимает экспозиция музея. Музей занимает 3 этажа, через подвал можно попасть в башню.
Экспозицию можно разделить на две основополагающие части: история воздухоплавания и художественные произведения, связанные с воздухоплаванием.
Историческая часть разбита таким образом, что каждый этаж посвящен отдельным видам летательных аппаратов: тепловым аэростатам (этаж), газовым аэростатам (этаж) и дирижаблям, как тепловым, так и газовым (этаж).
Художественные произведения расположены в большинстве своём в подвале и в башне, вход в которую, как уже сказано, ведет через подвал.
Осмотр начинается с 3-го этажа, на котором расположен интерактивный зал с демонстрацией фильмов на немецком языке об истории и современном состоянии воздухоплавания. Там же размещены экспонаты, посвященные тепловым аэростатам.
На нижние этажи спускаются по полукруглому пандусу, расположенному вокруг висящей посередине реконструкции теплового аэростата с гондолой XVIII века.
Второй этаж посвящен газовым аэростатам и рекордам, на них установленным.
Первый этаж наполовину посвящен дирижаблям, а наполовину представляет собой интерактивный уголок для детей с инфостендами, рассказывающими опять же на немецком языке о важнейших этапах развития воздухоплавания и основных героях каждого из этих этапов.
Художественная часть музея представлена картинами, книгами, медалями, памятными знаками и просто безделушками – шахматами, часами, подвесками, светильниками и многим другим.
Описать всю экспозицию весьма затруднительно, и я просто советую всем, кто будет проезжать вблизи Мюнхена, заехать в этот музей. Вы точно не пожалеете о проведенном там времени!
Закончив осмотр музея, мы заселились в гостиницу в том же Герстхофене. Самым большим впечатлением от города было то, что в непосредственной близости от сердца Баварии и почти всего, что мы привыкли называть «немецким», то есть Мюнхена, нет ни одной немецкой пивной! Сплошные итальянские да испанские ресторанчики…
Хорошо отдохнув в гостинице, поехали в Фильцмос на регистрацию и заселение в небольшую гостиницу/шале. Ехать нам предстояло не так долго – около 300 километров, что по немецким и австрийским автобанам делается легко и с удовольствием, я бы даже сказал – отдыхая за рулём. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это обязанность покупать талоны на оплату проезда по автобанам Австрии. Такого рода талоны начинают продавать на всех заправках дороги от Мюнхена в сторону Зальцбурга. И даже если вы не найдёте нужного талона на заправках (обычно у них в наличии только на 10 дней, месяц, год – нам же было достаточно и 10 дней), то купить подходящие талоны можно непосредственно на границе в специально оборудованных пунктах. Отсутствие такого талона может привести к не самому приятному общению с дорожной полицией Австрии и штрафу.
Фильцмос сверхуПо прибытии мы заселились в апартаменты (организаторы мероприятия предлагали на выбор апартаменты либо гостиничные номера, мы остановились на первом варианте), о чем совсем не пожалели. Апартаменты отличаются от гостиницы тем, что у постояльцев есть возможность вести практически домашний образ жизни, удобная кухня-гостиная со всей необходимой утварью и бытовой техникой, не говоря уже о тостере, кофеварке и посудомоечной машине. Да и в стоимостном эквиваленте более привлекательно. Весьма быстро прошли процедуру регистрации у организаторов мероприятия и немного обследовали город. Фильцмос – это не очень большой городок, скорее даже, это деревня, основным уклоном которой является детский и весьма популярный «экологический» всесезонный отдых (в Фильцмосе есть пара гостиниц с конюшнями на первом этаже – гости, по сути, живут в одном доме с лошадьми). Вдоль центральной (и практически единственной) улицы расположены разнообразные горнолыжные трассы с подъемниками для любителей горных лыж. Поразил склон для малышей от 3 лет, оборудованный бегущей дорожкой. Родители имеют возможность оставить своих детей на попечение инструкторов, а самим насладиться катанием по ближайшим склонам различного уровня сложности. Эта зима выдалась бесснежная, поэтому снежные пушки работали практически каждое утро, дабы сохранить снежные трассы в рабочем состоянии.
Регистрация и утренние брифинги проходили в местном досуговом центре, в котором есть небольшой конференц-зал, бассейн, сауна и бар. Поскольку мероприятие позиционировалось сначала для отдыха, а уж потом для соревнований, то регламент был весьма прост, и результаты соревновательных полетов засчитывались более чем демократично: надо было только дать координаты посадки (старт у всех общий) и самим рассчитать дистанцию полета (в соревновательной части программы мероприятия использовалось только одно задание – полёты на дальность).
Сама программа фестиваля была рассчитана на шесть дней – с 12 по 17 января. При этом открытие фестиваля должно было увенчаться «Ночным свечением аэростатов», а в середине фестивальной программы намечался «перерыв» в спортивной части – днём устраивалась развлекательная программа для детей с участием тепловых аэростатов.
Руководствуясь многолетним опытом открытия фестиваля, организаторы пошли на небольшую хитрость: в первый день полётов отменили соревновательную часть, сославшись на сильный ветер у земли (хотя по всем внешним признакам погода была очень даже лётной). Было высказано предположение, что полёты отменили, дабы не сорвать «Ночное свечение».
Само «Ночное свечение» – это небольшой городской вечерний праздник с дискотекой, ради которого даже на время ограничили движение в городе. Аэростаты расставили в нескольких местах Фильцмоса, а основная их масса была выстроена на стартовой площадке, где и проходила вечерняя дискотека на открытом воздухе. Честь и хвала организаторам, которые специальной техникой подготовили стартовую площадку, чтобы машины и зрители свободно могли перемещаться по утрамбованному полю. Нам раздали номера и схему расстановки аэростатов. По команде руководителя действа (всё общение шло по рации на заранее обозначенной частоте) аэростаты с озвучиваемым номером должны были включать подсветку (специальный режим газовой горелки, когда светится вся оболочка теплового аэростата). В итоге в ритме музыки получались определенные световые фигуры! Подогревала публику и пилотов возможность выпить горячий глинтвейн…
Действо длилось ровно час. Диджеем на дискотеке выступал бывший начальник полиции Фильцмоса (как нам поведали сами жители). Красочное мероприятие прошло, как его и задумывали организаторы, без злоключений и ненужных происшествий, и закончилось на позитивной волне с ярким фейерверком.
Массив ДаштейнА уже на следующий день, 13 января (понедельник), состоялся наш первый полёт. По общему согласию в него отправились супруги Латыповы, а я вместе с Алексеем Козловым был в команде сопровождения.
Улетели в первый день не так далеко по местным меркам – около 30 км от точки старта. О самом полёте лучше меня расскажут фотографии с аэростата, я же могу описать только сопровождение. В отличие от начала 90-х годов, у всех, кроме раций, появились телефоны (сотовая связь на высоте работала отлично), GPS-приборы и современные планшеты с навигационными чипами, которые позволяли быстро и чётко отслеживать местоположение, направление и скорость движения во время полёта. Но при этом некоторые вещи остались неизменными: в корзине всегда присутствовали компас, карты местности – автомобильные и топографические с нанесёнными на них авиационными зонами.
14-го января (вторник) полёты отменили уже по действительно сильному ветру у земли, и мы решили посетить расположенный в 70 км Зальцбург. Я не хочу много писать об этой поездке, ибо город должен быть для каждого свой. Скажу только, что мы посетили Верхний замок да пару магазинчиков с сувенирами. Немного прогулялись по историческому центру города. В дом-музей Моцарта не ходили (хотя в городе почти на каждом углу напоминание о том, что это родина и один из самых любимых городов композитора).
Второй полёт состоялся 16-го января, и в этот раз в воздух поднялись Валерий Латыпов и Алексей Козлов. Я в очередной раз был в машине сопровождения. И в этот раз я хотел бы отметить сплочённость не только пилотов, но и команд сопровождения: все три российские команды (в фестивале участвовали еще две команды из России, пилоты Андрей Денисенко и Станислав Алексин) помогали нам на всем протяжении пути по мере возможности. В этот же день были даны неутешительные прогнозы на крайний возможный день полётов – 17 января. Но им, к счастью, не суждено было сбыться, и мой полёт над Альпами состоялся.
Место старта. Алексей Козлов, Антон Ламунин, Валерий и Елена ЛатыповыСамое удивительное в полётах в горах – это отсутствие ощущения высоты. Горы съедают расстояния, а плавность подъема позволяет адаптироваться к высотам, и никаких побочных эффектов вроде кислородного голодания или закладывания ушей не бывает. Поскольку погода была достаточно тёплой, у земли порядка - 5° С, высота стартового поля 1300 м над уровнем моря, то я наверху не мёрз (в этот раз поднимались до 3000 м), хотя при переходе из потока в поток разных направлений и силы холодный ветер начинал чувствоваться. По ходу полета наш аэростат попал в зону турбулентности – когда на борту начинаешь ощущать какую-то неведомую силу, не поддающуюся управлению; аэростат то стремительно падает, то приближается к горному массиву с довольно большой скоростью.
Помимо высоты, аэростат и горы очень сильно скрадывают скорость полёта. Мимо вроде бы неспешно и величественно проплывала вершина горы Фильцмос, мы медленно летели по ущелью. Но GPS был холодно точен и неумолим: наша скорость во время полёта колебалась с 30 до 76 км/час (что вписывалось в выданный нам прогноз по силе ветра), и данный факт доставлял некоторое неудобство команде сопровождения, поскольку по серпантину с прицепом так же быстро передвигаться не удавалось (а ведь скорость автомобиля должна была быть выше скорости аэростата). Из зоны действия рации автомобиль сопровождения вышел достаточно быстро, что могло создать затруднения для команды (а в тот день в автомобиле сопровождения находился только Алексей Козлов). Спасало наличие на высоте сотовой связи и незабытое умение ориентироваться по бумажным картам. Я нашёл на карте город, в сторону которого мы летели, и отправил его название по СМС. Через полчаса автомобиль сопровождения вышел на связь по рации, а ещё через 15 минут мы попали в его зону видимости. Всё это время наш пилот пробовал найти и попасть на удобную со всех точек зрения площадку посадки (достаточно большую поляну, закрытую от ветра деревьями и при этом близкую к дороге). Нам пришлось делать три захода: на первых двух ветер играл с нами злую шутку, постоянно доворачивая аэростат в самый последний момент на неудобные позиции вроде русла реки или деревья. Летящие недалеко от нас аэростаты испытывали те же проблемы. И только с третьей попытки нам удалось сесть на частное небольшое поле рядом с дорогой. Посадка оказалась мягкой, без оставления борозд, волочения аэростата по земле или других неудобств. Поразила реакция хозяина (как я предполагаю) поля, на котором мы приземлились. Не было никаких возмущений, он искренне пытался нам помочь. А под конец даже привёл из дома маленькую дочку и начал активно фотографировать её на фоне аэростата…
За два часа полёта я успел посмотреть на красоту гор, озёр в долинах, и пролететь над небольшим городом. Это неповторимые пейзажи и впечатления. Их нельзя описать словами, их можно и нужно пережить самому. А самыми сильными агитаторами в этом могут быть фотографии, сделанные в полёте.
Вечером того же дня в спортзале местной школы прошло награждение – с небольшим фуршетом после него. Если опустить описание самого спортзала (состоянию и оборудованию которого могут позавидовать не то что школы, но и многие ВУЗы России), то самым приятным впечатлением вечера было получение почётного 3-го места одним из российских экипажей - пилот Станислав Алексин (г. Екатеринбург). За два зачетных полёта это был весьма хороший и почётный результат (между 1-м и 3-м местами разница оказалась менее 100 очков, что говорит о близких результатах победителей).
Место посадкиОтпраздновав на фуршете приятное событие, мы всей командой отправились отдыхать, и на следующее утро стартовали в Москву. Обратная дорога также не принесла нам неприятных сюрпризов. Единственным огорчительным моментом стало пересечение польско-белорусской границы, когда белорусские таможенники отправили нас из «зелёного» в «красный» коридор. Но сдержанное поведение и аргументированная позиция руководителя нашей поездки, Валерия Латыпова, сумели убедить таможню в необоснованности претензий, и мы благополучно покинули пост, лишь потеряв драгоценные для пути полтора часа.
В заключение я хотел бы пожелать всем читателям совершить хотя бы раз в жизни полёт на аэростате именно над Альпами. Ибо каждые горы красивы по-своему, и Альпы среди них можно по достоинству назвать одним из самых красочных мест.


Антон Ламунин
[1] ru.wikipedia.org


Вы здесь: Home Статьи Летающая Россия Фильцмос-2014 или Полеты в Альпах