Приветствие

Журнал Воздухоплаватель

Дорогие Друзья! 


Благодарственное письмо Генерального штаба




Воздухоплаватель №33Если вы хотите узнать об увлекательнейших воздухоплавательных приключениях, приоткрыть завесу над тайной прошлых разработок и испытаний воздухоплавательной техники, быть в курсе проводимых в России и мире спортивных, научных, развлекательных воздухоплавательных мероприятий, обучиться приемам владения воздухоплавательной техникой, то открывайте и читайте «Воздухоплаватель». Журнал выходит с 1995 года.

Распространяется  адресной рассылкой, а так же на воздухоплавательных мероприятиях, как в России и СНГ, так и за рубежом.

По всем вопросам смело обращайтесь в редакцию.

Мы любим наших читателей-единомышленников. В богатстве общения - богатство информации.

 

Главный редактор: В.Латыпов

Читайте в свежем номере...

О моделях

Команда Об особенностях радиоуправляемых моделей аэростатов и их участии в одиннадцатом Dolomiti Balloonfestival в итальянском городе Доббьяко (Dobbiaco) рассказывают Сергей и Андрей Гусевы.

The article refers to the instructions for use of the distress signal in accident during balloon free flight. What for it was needed in a balloon and about its inefficiency.

Модель теплового аэростата представляет собой уменьшенную копию большого, «настоящего» аэростата – с полным набором «взрослых» атрибутов воздухоплавания: оболочка, горелка, газовые баллоны и плетёная корзина. Отличием, помимо размеров, является средство управления – модели РАДИОуправляемы. Маленькими рычажками на пульте управления в руках пилота осуществляется, контролируется и регулируется полёт. Самое сложное – это синхронизировать работу всех связующих узлов. Так как модель и пилот находятся на расстоянии друг от друга, все механизмы должны быть предельно отлажены. А неполадки случаются. У меня, например, как-то был случай: пилотская горелка засорилась, пришлось прямо на поле разбирать, продувать.

Но не только технические сложности подстерегают пилотов моделей. Оболочка модели, по сравнению с оболочкой большого теплового аэростата, менее инерционна и более чувствительна к перегреву. Если большой аэростат пилоты долго прогревают и долго летят, то с моделью нужно быть очень аккуратным, чтобы контролировать количество тепла, необходимого для стабильного полёта.

Затрудняюсь сказать, когда именно в мире появились первые модели тепловых аэростатов – вероятно, раньше больших пилотируемых аэростатов. Нужно же было братьям Монгольфье на чём-то тренироваться и исследовать возможности нагретого воздуха!

Впервые такую модель я увидел на фестивале аэростатов специальных форм «Небо Святого Сергия» в городе Сергиев Посад, впечатлился, поразился, влюбился, и сейчас сам радиоуправляю своей моделью – «Матрешкой». Мир модельного воздухоплавания в России постепенно развивается, появляются новые дизайнерские разработки, технические новинки, но в основном оборудование привозится из-за рубежа.

Утка, баран, петух и матрешка в полетеПочему «Матрёшка»? В 2007 году предприятие «Интеравиа» объявило конкурс на создание дизайн-макета теплового аэростата, символа Сергиево-Посадского района. «Ну, а какой же символ Сергиево-Посадского района, если не матрёшка» – решили мы с группой товарищей и приняли участие в конкурсе. Первое место не присудили никому, а вот второе почётное место занял наш проект – «Матрёшка». По этому проекту изготовили большой аэростат специальной формы – и представили на фестивале «Небо Святого Сергия» в том же 2007 году. В фестивале я, как правило, принимаю участие как фотограф, ни один аэростат не «проплывает» мимо объектива. Вот так и «Матрёшка» во всей своей красе на фоне Сергиево-Посадской лавры запала мне в душу. А отсюда родилась идея – совместить красоту и самобытность с миниатюрными размерами. С той же группой товарищей разрабатывались чертежи, делались раскладки, клеились миниатюры из бумаги, переделывались чертежи… Шили макеты из ткани, надували их пылесосом, снова переделывали чертежи, пока в итоге не добились нужной формы. И когда уже все конструктивные и дизайнерские нюансы были учтены, появилась долгожданная оболочка. Потом была череда пробных подъёмов, изготовление первой корзины каркасного типа, приобретение газового оборудования. Специальный подъём, для фотографирования, чтобы иметь реальную картинку для изготовления первого значка, который занял почетное место в моей воздухоплавательной коллекции. (В дальнейшем значки изготавливались к нескольким мероприятиям, где мы принимали участие. На настоящий момент в моей коллекции 7 различных значков с изображением «Матрёшки».)

А как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт… Теперь у меня уже две модели: «Матрёшка» и «Шахматы». С «Матрёшкой» я дважды принимал участие в фестивале в Германии в «Варштайне», два раза в Италии, в Доббьяко. В России – Великие Луки, Рязань, Великий Новгород, Переславль Залесский, Дмитров, Сергиев Посад. Разработал и сейчас уже заканчиваю тестирование приспособления для «десантирования» различных предметов из корзины. Наконец-то получается настоящая, «многослойная» матрёшка: из оболочки на парашютиках вылетают игрушки – матрёшки, у которых в кармашке конфетка-матрёшка.

О мероприятии

«Первоначальная идея проводить фестиваль тепловых аэростатов в Доббьяко принадлежит Александру Штробль (Alexander Strobl) и Паоло Барбиери (Paolo Barbieri). В первые три года это было мероприятие исключительно для больших аэростатов, но в 2007 году прошли переговоры об участии в программе фестиваля и моделей. Это один из немногих фестивалей, где на законных основаниях участвуют и радиоуправляемые модели аэростатов, принося зрителям, пилотам и организаторам ещё больше радости и положительных эмоций». Олаф Шнайдер (Olaf Schneider)

В этом году фиеста началась с торжественной встречи и банкета, во время которого на всех языках участников было произнесено много добрых пожеланий. Завершил торжественную часть бургомистр Доббьяко, выразив надежду, что феерия в небе южного Тироля запомнится всем.

Вечернее публичное открытие фестиваля немного смазал поднявшийся ветер, из-за которого тяжело было пройти с «Матрешкой» в шествии моделистов. Но для пилотов полноразмерных тепловых аэростатов этой проблемы не существовало, они «разогревали» посетителей свечением под музыку, а организаторы поразили лазерным шоу и концертом.

В первый день погода преподнесла сюрприз: сильный ветер в долине сделал невозможными работу моделей аэростатов и полеты на небольшие расстояния. На дальние дистанции большого количества желающих полететь не набралось. Но сама организация брифинга была на высоте: подробнейшие метеоданные, развернутые консультации о местном ландшафте и вариантах приземления, и, конечно, ароматный кофе со штруделем.

На следующий день ветер стих (и отличная летная погода установилась до самого конца фестиваля), «взрослые» шары взмывали с основной площадки, а модели поехали на близлежащий горнолыжный склон. Там, на горе, к радости туристов и спортсменов, в небо Италии поднялись «Матрешка», овечка «Бёлли» и модели стандартных форм.

В остальные дни модели работали на основной стартовой площадке, лавируя между обычными «великанами».

Соревнования среди моделей АТ проходят в более «нежных» условиях, чем у больших аэростатов. Ветер до 2-х метров в секунду. Одиннадцатый Dolomiti Balloonfestival, проводившийся в этом году с 5 по 13 января в итальянском городке Доббьяко, по размаху действа превзошел самые смелые ожидания. Профессиональные организаторы, сильнейшие спортсмены, чудесная погода – вот слагаемые яркого, запоминающегося воздухоплавательного праздника.

Для моделей аэростатов Ассоциация аэромоделистов Германии (Deutscher Modellflieger Verband e. V.) предусмотрела и спортивную часть. Было выполнено два задания; в каждом из них определялись победители и призёры.

Первым заданием была «Погоня за Лисой». Первым стартует аэростат-лиса. Через некоторое время, в нашем случае через 5 минут, стартуют остальные участники. Задача – максимально близко сбросить маркер или посадить свою модель возле мишени (креста), разложенного аэростатом-лисой. Нашей командой такая задача выполнена не была. Не рассчитали направление ветра в приземном слое и на высоте порядка 30-40 метров. Угол между направлениями ветра составлял 50-60 градусов. Второе задание, на мой взгляд неопытного спортсмена, было проще. Называлось оно «Прилёт к линии». Старт производился примерно с 300 метров от линии. Задача – сбросить маркер или посадить модель как можно ближе к линии. (Линия – это граница между проезжей частью дороги и тротуаром.) По моим данным, из-за малого запаса иностранных слов я предположил, что эта линия находится на центральной оси тротуара. В итоге, справившись с направлением ветра и удерживая модель на высоте 4-6 метров, совершил заход на цель и сброс маркера. Результат меня вначале обрадовал. Но потом выяснилось, что моя предполагаемая линия не совпадает с реальной. В итоге – третий результат в задании. После этого было общее фото аэростатов, несколько подъёмов со сбросом матрёшек на парашютах. Далее мы завершили выступление и уехали осматривать местные достопримечательности.

После упражнения «охота на лису» к полю привели учеников младших классов из школы соседней деревни. Несмотря на то, что спортивная часть была уже завершена, моделисты с радостью подняли в небо самые красивые шары: овечку, тигра, матрешку. С матрешки был организован сброс «десанта», спускающихся на парашютах маленьких матрёшек дети ловили, периодически устраивая кучу малу.

Для детей на фестивале выделили специальные дни. Среди моделистов был и заслуженный воздухоплаватель и создатель благотворительного фонда помощи детям –  Юпп Хайн (Jupp Hein), который по утрам устраивал школьникам открытые уроки. Детей приводили из детских садов и школ, организованно, группами. Юпп Хайн с удовольствием рассказывал им в доходчивой форме, с куклами из мультфильмов, об устройстве и принципах полёта и управления моделью теплового аэростата. Дети очень внимательно слушали, аплодировали, им было всё понятно – для чего нужен вентилятор, корзина, оболочка. Малыши были без ума от «дядюшки Юпа» и на следующий день приходили снова. После теоретических рассказов было показано, как поднимается аэростат. А потом, взявшись за верёвочку, дети шли смотреть на большие аэростаты.

Так же немало радости и ярких воспоминаний подарили модели аэростатов и в соседнем городке Сан-Кандидо. Там на узеньких улочках в центре города было организовано вечернее свечение, приуроченное к открытию международного конкурса снежных фигур. Зрители могли не только сфотографировать аэростаты, но и потрогать их, подержаться за корзины. Сполохи огня освещали старую колокольню и фасады типичных тирольских домов. И все это проходило под громкую музыку Вагнера…

Каждый вечер организаторами были предложены совместные ужины в разных ресторанах городка. Весело, с музыкой и танцами проходили эти вечера. Необычные блюда национальной кухни и местные напитки объединяли людей разных стран.

Всё хорошее быстро заканчивается – вот так и тут время пролетело быстро. На заключительном банкете проходило награждение победителей и участников. Команде из России тоже вручили подарок, как участникам, проделавшим столь дальний путь.

Яркие воспоминания об этом фестивале надолго сохранятся. И, уезжая, уже хочется вернуться обратно!

О поездке

Демонстрация полетов аэростата детямЕсть несколько вариантов достижения цели: бизнес, эконом и супер-эконом. Можно полететь на самолёте, арендовать автомобиль, желательно с водителем. А можно выехать пораньше, пока по МКАДу едут полусонные автомобили, доехать вначале до российско-белорусской границы, перекусить, доехать до белорусско-польской границы, ещё немного перекусить, и потом остановиться заночевать на 3 часа на небольшой польской заправке, далеко за Варшавой. Только на границе Польши с Чехией нас настигло непредвиденное обстоятельство. Недостроенный скоростной участок на трассе А1 добавил нам лишнего времени пути и лишних километров на спидометре. Задержка в кафе на «перекусить» привела в конечном итоге к остановке здесь же на ночёвку. Доехав после кафе до границы с Австрией, обнаружили отсутствие сумочки с документами у Андрея… Обратные 160 километров до кафе ехали по уже знакомой дороге. Решили переночевать тут же, в мотеле, а с утра пораньше стартовать дальше. Цена ночёвки (без пива в баре), составила 55 евро за троих человек. Следующий день у нас ушёл на дороги Чехии, Австрии и Италии. Останавливались только на заправках, сильно не торопились, запас времени у нас был, хоть и небольшой. Заправлялись по мере необходимости, заправки выбирали посолиднее. (В Италии – самый дорогой бензин из посещённых стран.)

Что бы хотелось сказать напоследок? Ничего не бойтесь и идите к цели! Аэростат – придумайте и сшейте, в поездку – собирайте чемодан, навигатор и группу товарищей. Главное – имейте заначку на случай непредвиденных расходов, не забывайте вещи в гостиницах, заряжайте батарейки фотокамер и по пути ведите дневник, чтобы ничего не упустить, вспоминая моменты поездки для журнальной статьи!

 

Сергей и Андрей Гусевы